Спектакль орловского режиссёра Сергея Пузырёва «Двое на качелях» по известной одноимённой пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона ожидаемо вызвал у зрителя шквал эмоций
Ожидаемо — потому что тонкая психологическая пьеса, написанная 60 лет назад, получившая мировую известность и до сих пор не утратившая популярность, уже сама по себе потрясающе интересна. Но орловскому зрителю, уже знакомому с парадоксальными, острыми спектаклями Сергея Пузырёва, ещё интересней увидеть, как он трактует известную пьесу. И режиссёр оправдал наши ожидания: спектакль затронул самые глубокие струны в душе каждого, кто его посмотрел.
Не только потому, что разбирает по молекулам самую животрепещущую тему — о любви мужчины и женщины. Не только потому, что ещё одна тема этого проникновенного спектакля — тема одиночества — в наше время как никогда актуальна. Одиночества в мегаполисе, среди тысячи огней, машин, людей...
Кресла для зрителей расположены по обе стороны сцены. Актёры находятся так близко, что слышно их дыхание, шорох платья и мягкие шаги главной героини спектакля — Гитель (Елена Шигапова), и даже, кажется, стук сердца главного героя — Джерри (Максим Громов). Наше погружение в сценическое действие — максимальное. Как будто речь идёт о нас самих.
Эти двое встречаются в середине своей жизни, которую прожили совсем по-разному. Гитель — по сути неудачница, бывшая танцовщица, которой не удалось воплотить ни одно из своих артистических мечтаний. Она чиста, нежна, очаровательна и совершенный — непрактичный, смешной, милый — ребёнок, «детёныш»... Жизнь Джерри была успешной и благополучной, пока его не оставила жена — Тесс (Ольга Виррийская), он пытается заглушить боль от расставания, кидаясь к маленькой Гитель, как к спасательному кругу. Его тянет и к бывшей жене, и к этой непутёвой беспомощной девчушке. И как же занимательно следить за этими «качелями»: кто кого перетянет?
Метания главного героя между двумя женщинами воплотились в оформлении сценического пространства, разделённого по всей высоте на два мира, между которыми — на небольшом подвешенном «балкончике» — обретается Джерри. Первый, самый высокий, уровень сцены — на колосниках: там, на тонком мосточке зритель видит Тесс — жену Джерри. Она существует только в его мыслях и воспоминаниях. Это высшее, небесное существо для него, ангел! Внизу, на самой сцене, у самой рампы — комната Гитель. Широкая кровать — здесь она спит, болеет, любит, плачет, пьет своё молоко, так как страдает от язвы. Она земная, даже приземлённая, без ложного романтизма, грешная, бестолковая... Благородному нашему герою так хочется её опекать, оберегать. Но...
Печально распустив длинные красивые рыжие волосы, Тесс не даёт ему забыть о себе, и для этого пускает в ход все свои «магниты»: то бросает в след Джерри осенние листья, то сыплет на него снегом, то тянет к нему с высоты, как руки, манящие фонари... И Джерри на каждом шагу робко оглядывается на неё, даже спеша на первое свидание с Гитель. Ему кажется, что он предаёт их с Тесс высокую любовь.
Очень эффектно и завораживающе в спектакле выстроены пластические сцены. Танец не просто отражает движение души героев, их эмоциональное и психическое состояние — вкупе с замысловатым освещением сцены, музыкальным оформлением (в спектакле звучат композиции известных американских рок-групп «The Doors», «The Cranberries» и др.) он ещё и ещё раз подчёркивает мотив «качелей»: зыбкая неустойчивость отношений от взлёта чувств до их необъяснимого угасания...
Танец Гитель и Джерри фееричен и страстен. Чувства, как качели, отрывают их от земли, возносят в небеса. Воздушные воланы белого платья главной героини взметаются красивой волной, движения актёров отчаянны и выразительны. Тонкий, сложный механизм отношений мужчины и женщины... Этот танец говорит нам то, о чём невозможно сказать словами.
Спектакль насыщен символическими деталями. Вот Джерри выбрасывает в большой мусорный бак какие-то ненужные вещи — хлам. Хлам, который он накопил к середине своей жизни. Он чувствует фальшь прошлого, он инстинктивно тянется к маленькой, светлой, настоящей Гитель. Да для них обоих завязавшаяся любовь стала очищением! Этот болезненный роман очистил их души, обжёг как горнило. Джерри и Гитель обновляют друг друга.
Зритель вместе с Джерри мысленно выбрасывает в мусорный бак весь накопившийся хлам ошибок и заблуждений из своей жизни. Хлам и мишуру, которая мешает нам быть настоящими. Не только самих себя Гитель и Джерри обновляют и ведут к новой жизни, но и зрителя.
Ведь спектакль не только о любви — он и о том, как важно найти в своём ближнем человека, способного мудро помочь твоему становлению, умеющего поддержать тебя, стать опорой на шатком жизненном пути, уравновесить на «качелях» жизни.
Гитель: Ты знаешь, я теперь на многое смотрю совсем по-иному, ты сделал мне много добра, Джерри.
Джерри: Это правда, Гитель? Господи, если бы я мог твёрдо знать, что каждый из нас в чём-то помог другому, хоть немножко.
Гитель: Ты мне очень помог, Джерри... Я стала лучше, чем прежде...
Джерри: Спасибо тебе за это... После слова «любить» сладчайшее слово на свете...
Гитель (после паузы): Какое, Джерри?
Джерри: «Помогать».
К слову, это «любимая мысль» драматурга Уильяма Гибсона. Бывалые театралы, конечно, помнят, что на сцене орловского театра юного зрителя в 80-х с успехом шёл поставленный режиссёром Борисом Цейтлиным спектакль по пьесе этого драматурга — «Сотворившая чудо», в котором двое (учительница и ученица, которых играли две блистательные актрисы ТЮЗа — Елена Успенская и Елена Крайняя) помогают друг другу утвердиться в жестоком мире.
Любовь — это «чтобы кто-то заботился обо мне по-настоящему и принадлежал мне целиком», повторяем мы за автором. Но как просто всё может казаться со стороны, и сколько трудностей в понимании друг друга получается на деле. Тема вечная, как жизнь! ...Зрителю хочется любить и жить, и пусть он даже плачет, когда стоя аплодирует замечательным актёрам и талантливому режиссёру, сотворившим чудо преображения души.
Сергей Пузырёв, режиссёр спектакля «Двое на качелях»:
— Этот спектакль о любви двух зрелых людей, которые проходят, через кризис так называемого «среднего возраста». Это время, когда человек начинает переосмыслять всё, что было в его жизни, осознавать иллюзорность или, напротив, реальность чего-либо. Находясь в состоянии любви, каждый человек проявляется ярче и глубже. Любовь здесь как катализатор, она помогает проявить качества главных героев. Финал и в пьесе, и в спектакле остаётся открытым, мы не знаем, что случилось дальше с главными героями. Но мы видим, что с ними произошла как бы маленькая смерть, для того, чтобы начать новую жизнь.
Фото: Сергей Мокроусов
28.02.2019
Автор: Марьяна Мищенко
Источник: Орловская правда