В свободном полете

Инга Радова специально для журнала СТД «Страстной бульвар» к 45-летию «Свободного пространства»

«Пока свободою горим...» Вспомнилась сцена из недавно виденного фильма о жизни моря: там кит, опутанный рыболовными сетями, был спасен туристами. Ощутив былую силу движений и бездну вод, как прежде, ему подвластную, морской гигант, радостно выпрыгнул из воды, провернувшись в воздухе. Его огромное тело, столкнувшееся с солнечными лучами, ослепило жемчужным бликом, а вокруг фейерверком рассыпались брызги воды и пены. Кит прыгал и выделывал свои фантастические пируэты более сорока раз, а, напоследок, уходя под воду, дружелюбно помахал спасителям внушительным, словно лопасть судового винта, хвостом.

Я подумала, как же естественно переживание свободы для всего живого, какой объединяющий потенциал таится в нем, и какой мощной энергией прямого действия заряжено искусство, в котором талант и изобретательность сочетаются с тягой к свободе.

Коллектив Орловского государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство», выбрав звучное, ко многому обязывающее наименование, поставил перед собой особые художественные задачи.

Его история началась в пору, когда многочисленные театры юного зрителя звались привычно ТЮЗами. День рождения театра — 26 декабря 1976 года. Его основателем и художественным руководителем с 1976 по 1983 год был Юрий Копылов. Вместе с художником Станиславом Шавловским и группой актеров-единомышленников он приехал в Орел из Красноярска. К ним присоединилась группа выпускников ЛГИТМиКа и молодой режиссер Борис Цейтлин. В одном из интервью Юрий Семенович признался, что, пожалуй, главной его темой в театре было духовное рождение. Он говорил, что сначала человек рождается биологически, и лишь годы спустя, оказавшись в «сумрачном лесу», пройдя через катастрофы бытия и небытия, через горнила страданий, он может обрести духовное рождение. Так же Копылов отнесся и к построению нового театра: стремился, чтобы тот возник не номинально, а родился духовно.

Художник-постановщик, по словам Копылова, «философского плана», Станислав Шавловский, с которым режиссер работал в течение 30 лет, так отзывается о нем: «Равнодушный к коммерции, ему были чужды облегченные и упрощенные способы мышления и способы работы над спектаклем. Его увлекали какой-то внутренний мир и смысл, которые были известны только ему самому».

В Орле Копылов поставил «Двенадцатую ночь» и «Троила и Крессиду» Шекспира, «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса, «Жестокость» Павла Нилина, «Колонисты» по «Педагогической поэме» А. Макаренко, «Алые паруса» Александра Грина. Елена Успенская, Жанна Хрулева, Аркадий Поляк, Виктор Запорожский, Елена Крайняя, Владимир Кушнарев — звезды новой сцены. Неординарные постановочные решения, стилистически смелая, оригинальная сценография быстро завоевали успех у публики. По сути, это был не ТЮЗ, а молодежный театр, в котором другие театры почувствовали конкурента.

В 1981-1982 годах орловская труппа с успехом гастролировала в Москве и Ленинграде. Этого местные власти простить молодым, полным идей и энергии художникам не могли. Юрий Семенович вспоминал: «Завотделом пропаганды и агитации Орловского обкома КПСС тогда был Г. Зюганов, он принимал у меня спектакль. Я ему сказал, что хочу поставить «Гамлета», а он: «Вот Гамлета — не надо! Не надо сомневающихся людей».

Так Юрия Копылова, в недалеком будущем народного артиста России, лауреата Международной премии К.С. Станиславского и Государственной премии России, выжили из основанного им театра... Однако духовное рождение театра состоялось: Орловскому ТЮЗу было лишь несколько лет отроду, но у него сформировалась художественная индивидуальность, антипропагандистская направленность. Коллектив был полон энтузиазмом и страстным желанием перемен.

1987 год — этапный в жизни театра: на пост главного режиссера пришел Александр Михайлов. Его первая работа — «Адам и Ева» по пьесе М. Булгакова, которую в России прежде не ставили. В 1988-м спектакль с успехом участвовал в Московском фестивале детских и юношеских советских театров, а в 1991 году был показан в Киеве на фестивале, посвященном 100-летию М. Булгакова, где получил премию за лучшую режиссуру.

В 1990-м театр выбрал себе новое имя — «Свободное пространство». Смена названия во многом была связана с изменениями, происходившими в те годы в обществе. Кроме того, оказалось, что на Западе детские театры имеют название, как человек — имя, и называться по старинке, условно-канцелярски — ТЮЗом, уже не хотелось. Хотелось перемен.

В театре долго размышляли над названием, даже объявили конкурс. Остановились на варианте, где соединились два понятия: «свобода», которая для людей, живших в условиях тоталитарного общества, представлялась огромной ценностью, и «пространство» — территория поиска и эксперимента, свободных высказываний и обмена мнениями. Названием утверждалось неприятие идеологических ограничений и попыток заставить всех единым строем идти в одном направлении. Коллектив театра объясняет: «Свободное пространство» — место встречи свободных людей: зрителей и актеров. Одни реализуют свободу творить, другие — свободу принимать или нет увиденное«. Таким образом, театр пошел на вдвойне смелый шаг, бросая вызов и себе, и обществу.

Впоследствии оказалось, что театр заглянул в будущее: год спустя произошли решающие события, изменившие политический курс страны. А еще до того, как итоги августовского путча стали очевидны, Александр Алексеевич водрузил на здании «Свободного пространства» российский триколор. Отказ от диктата подразумевался не только в отношении идеологии, но и эстетики: в «Свободном пространстве» пробовали разные модели театра, много экспериментировали в жанрах.

Когда в 90-е кумиром стал золотой телец, театр оставался некоммерчески ориентированным: Михайлов считал, что театр должен отстаивать романтические позиции в противовес мещанской философии меркантилизма — ибо, если не художники, то кто будет этим заниматься? Действительно, важную роль этика играет именно в молодежном театре: здесь особенно ценен смысл и понимание того, ради чего все делается. Театр определяет сферу интересов: «внутренний мир молодого человека, вступающего в жестокий взрослый мир» — такая формулировка подчеркивает острую конфликтность дискурса юношества. Одна за другой выходят резонансные постановки: спектакли режиссера И. Кучера «Три девицы под окном», И. Власова «Седьмой подвиг Геракла», М. Лурье «Возьми мое сердце», А. Михайлова «Сны Евгении», а также мюзикл А. Казанцева «Кандид» Вольтера.

В 1992-м году театр впервые выезжает на зарубежные гастроли в Калифорнию со спектаклем Михайлова «Великая война Рикки-Тикки-Тави» по мотивам сказки из «Книги джунглей» Р. Киплинга. Пьеса Андрея Иванова и Александра Михайлова. Стихи Ольги Муратовой. В 1993 году «Рикки» аплодируют на фестивалях в испанской Ла-Корунье и Хихоне. На международных фестивалях в российских городах в 1993-м и в 1994 году спектакль получил главные призы, а артисты М. Рыжикова, Г. Ласкина и А. Бояджи — призы за лучшие женские и мужские роли.

В том же году в Калифорнии состоялась премьера спектакля «Белый Клык» по Дж. Лондону. Автор либретто и режиссер — Александр Михайлов. Спектакль принял участие в международных театральных фестивалях в Испании, Израиле, Турции, Украине, России. В октябре 1996 года открывал международный фестиваль, посвященный Всемирному Конгрессу АССИТЕЖ (Международная ассоциация театров для детей и юношества) в Ростове-на-Дону, собравший участников из 60 стран мира, дважды гастролировал в США и Испании.

В 90-е годы, экономически тяжелые для страны и, во многих отношениях, непростые для русского театра, «Свободное пространство» активно гастролирует за рубежом и, вообще, находится на подъеме. В тот период на Западе возник огромный интерес к России, русскому искусству. Для творческого сотрудничества, перспективных международных проектов распахнулись все двери, налаживать контакты было легко, и руководство орловского театра успешно воспользовалось счастливо открывшимися возможностями.

Очутившись в новых предлагаемых обстоятельствах, театр не застрял между прошлым и будущим в постсоветском безвременье, когда старое разрушено, а новое еще не народилось: театр доверился движению вперед. Застоя не было, а только экспансия. Артистическому братству удалось не просто изменить театральный климат в городе, но и дать творческий импульс жизни региону.

Театр совпал с духом времени — с поиском эффективных путей развития, жаждой свободы, новаций и перспектив. В 90-е годы сложились дружеские связи с польскими коллегами, и даже когда в силу сложных политических обстоятельств отношения России и Польши заметно охладели, польская сторона помогала «Свободному пространству» в осуществлении межкультурных проектов, польские режиссеры продолжали ставить в Орле спектакли, так как знали, что театр и орловская публика любят и интересуются польской культурой, и с готовностью отвечали на искренний интерес. Польский культурный центр в Москве также способствовал развитию дружеского диалога между странами.

В 2013 году в «Свободном пространстве» впервые на российской сцене показали гротескную комедию «Непорочный брак» польского режиссера Гжегожа Мрувчиньски по пьесе «Непорочный марьяж» Тадеуша Ружевича. Это трогательная история с бурей чувств о семейных взаимоотношениях, о сложном периоде взросления двух сестер, о конфликте одной из них с собственном телом из-за стереотипов, навязываемых окружающими. В ней учащенное биение сердца и чистое дыхание юности, пытающейся уцелеть в окостеневших конструктах общественного уклада. Когда жизнь перестает быть высшей ценностью, прорастает личинка войны, дремлющая в зачатке в душе каждого. Питают ее повседневная жестокость и равнодушие, конфликты и насилие в семье. Мир на планете начинается с мира в душе отдельного человека, поэтому надо дорожить мгновением, избавляться от шор ханжества и стереотипов, наслаждаться многоцветием жизни — вот главное послание зрителю.

В 2017 году на орловской сцене Гжегож Мрувчиньски поставил пьесу Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская». Чтобы поддержать соотечественника и увидеть спектакль, Орел посетили генконсул республики Польша Марек Зелиньский и директор Польского культурного центра в Москве Дариуш Клеховский.

Американские коллеги из Калифорнийского Театрального Центра поставили в «Свободном пространстве» «Тома Сойера» (режиссеры Г. Корнелисон, Лин Пейс) и «Дракулу» (режиссер У. Холдстон). Испанец Карлос Эранс — «Процесс из-за тени осла» Ф. Дюрренматта, англичанин Ги Холланд — «Власть мысли» Н. Шэппарда, американка Шеннон Эдвардс — «Арканзасское чудо, или Танцующий медведь» О. Харриса.

Сам Александр Михайлов в начале 90-х поставил ряд спектаклей в Калифорнийском Театральном Центре, а в 1999 году преподавал актерское мастерство в Университете штата в Монтерей-Бэй.

В Орле осуществил несколько постановок литовский режиссер Линас Зайкаускас. В 2014 году он поставил социально-психологическую драму «Украденное счастье» Ивана Франко, а в 2018-м «Женитьбу» Н.В. Гоголя. Появление «Женитьбы» на орловской сцене символично: во времена Гоголя комедию «Ревизор» именно в Орле и Иркутске запретили еще до постановки. Теперь же Гоголь, причем, в гротескной, трагифарсовой версии, был здесь принят и понят. Все роли в спектакле исполняют женщины. Вследствие подмены персонажи выглядят будто бесполыми, подчеркнуто нелепыми. Такой прием подчеркивает то, что перед нами не личности, а пока только характеры. В образе вечного жениха Подколёсина (Мария Козлова), неопределенного как погода в губернском городе N, Гоголь, а вслед за ним и режиссер спектакля, заявляют о проблеме инертности русского характера, нерешительности, склонности мяться на пороге перед решением серьезных задач. Герои в ожидании, как в абсурдистских пьесах. Все ждут некоего жениха или невесту, но ничего не происходит.

В 2005-2010 гг. в «Свободном пространстве» осуществлялась программа «Европейские сезоны в Орле», в рамках которой каждый сезон был посвящен культуре одной из стран Европы: Италии, Франции, Германии, Польше. Зрители увидели спектакли по произведениям Гоцци, Гольдони, Мольера, Мюссе, Макиавелли, Пиранделло, Брехта, Мрожека.

Александр Алексеевич не только созидал театр и вел широкую просветительскую работу: он проявил себя культуртрегером, мотивирующим, в первую очередь, молодежь, а также зрителей всех возрастов, на творческую устремленность, активное участие в культурной жизни города, интеллектуально насыщенное общение. Михайлов сделал театр не только художественной институцией, но и центром творческой жизни города. Открытые обсуждения спектаклей, встречи и дискуссии с именитыми режиссерами, актерский клуб, творческие встречи с кинорежиссерами в рамках клуба «Свободное КИНОпространство», открытые репетиции и мастер-классы, театрализованные праздники и перфомансы, регулярные выставки талантливых художников, музыкальные фестивали генерировали мощную позитивную энергию, и еще больше зрителей-неофитов втягивалось в орбиту театра. Александр Михайлов всегда поддерживал позитивные общественные инициативы, такие как, например, вечер воспоминаний об историке, литературоведе, журналисте, правозащитнике Эммануиле Менделевиче, организованный на малой сцене театра. А когда орловские чиновники захотели установить перед входом в театр памятник Ивану Грозному, одному из самых неоднозначных исторических деятелей российской истории, он выступил резко против их инициативы.

В конце 90-х спектакли режиссеров из Санкт-Петербурга: «Господин де Пурсоньяк» Ж.Б. Мольера в постановке Г. Тростянецкого и «Ночь ошибок» О. Голдсмита в постановке Г. Цхвиравы приковывают внимание публики. Тростянецкий поставил в Орле «Белое на черном» по роману Рубена Давида Гонсалеса Гальего, исповедальную историю о детстве и юности автора, проведенных в СССР в детских домах и домах инвалидов.

Еще одна яркая страница жизни театра — Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI». Он проводится с 2010 года. Таким образом, история, традиции, уникальные черты нового театрального форума оказались во многом обусловлены художественными поисками и приоритетами труппы «Свободного пространства». Среди фестивальных спектаклей незабываемы: «Полковник-птица» Сергея Бобровского (Липецкий театр драмы имени Л.Н. Толстого); «Кабаре 33» Дэйва Доусона с блистательной работой американского актера и джазового певца Бремнера Дьюти; «Все течет. Жизнь и судьба» М. Розовского (Театр «У Никитских ворот»); «Маленькие трагедии» Г. Тростянецкого (театр «Свободное пространство»); «Пиковая дама» О. Жюгжды (сценография Маргариты Сташуленок, Гродненский областной театр кукол, Республика Беларусь); «Тюрьма» В. Пьедейда (Бразилия)... Среди спектаклей театральных коллективов из дальнего зарубежья наиболее запомнился спектакль Национального театра Люксембурга «Монокль. Портрет Сильвии фон Харден» в постановке Стефана Гислана Русселя (он же автор пьесы). Это монодрама, выстроенная по принципу «картина в картине». На сцене оживает полотно одного из наиболее радикальных и красноречивых немецких экспрессионистов — Отто Дикса.

В 2017 году Михайлов простился с должностью худрука, однако Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI» продолжает работу, и только карантинные мероприятия не позволили провести юбилейный, десятый по счету.

Итоговым для А.А. Михайлова на орловской сцене стали «Люди Ламанчи», собственная версия мюзикла «Человек из Ла Манчи» Дейла Вассермана. Музыкальные спектакли были любовью режиссера с самого начала творческой деятельности. Михайлов ставил мюзиклы, когда этим еще никто не занимался, поэтому было логично завершить «орловский» этап художественной карьеры спектаклем-мюзиклом. Материал символичен: дон Кихот (Максим Громов), героический мечтатель, альтруист, храбрец и сумасшедший поэт, выступает один против всех сил зла, борется с несправедливостью, отстаивает свободу и ценности гуманизма — не это ли главные задачи искусства, его манифест? А знаменитая песня дона Кихота «Impossible Dream» могла бы стать гимном любого художника.

Сегодня художественный руководитель театра — Сергей Пузырев. В 2019 году в «Свободном пространстве» он поставил спектакль «Вторая смерть Жанны д’Арк» Стефана Цанева, получивший Гран-при IX Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI». Цанев уходит от официальной версии пленения и кончины Орлеанской девы: в пьесе она пала в битве у Компьена, и ее тайно зарыли в придорожной канаве. В центре сюжета не Жанна, а Жаннет (Ольга Виррийская), бродячая актриса, приговоренная инквизицией к смерти. История подвига актрисы Жаннет разыгрывается на темном пятачке сцены, где лишь тюремная койка да распятие на стене. Ничто не отвлекает внимание от пылающих духовным огнем мыслей и чувств великой притворщицы, пожертвовавшей ради другого человека не только жизнью, но и собственным именем...

Впереди зрителей «Свободного пространства» ждут новые талантливые спектакли и интересные проекты, ведь, как говорил основатель театра Юрий Копылов: «Нет театра, даже самого великого, который существовал бы вечно. Театр в принципе живет около двух десятков лет или чуть больше — не в смысле физического существования, а в том смысле, что приблизительно столько живет художественная идея, с которой начинался театр. После этого надо искать другую идею».

26.12.2021

Автор: Инга Радова

Источник: Страстной бульвар, 10

Купить билет