В «Свободном пространстве» готовят премьеру трагифарса «Ивонна, принцесса Бургундская»

В преддверии премьеры режиссер Гжегож Мрувчиньски и актеры театра приоткрыли перед зрителем занавес, показав первый акт спектакля и немного рассказав о нем и авторе трагифарса Витольде Гомбровиче

Творческая встреча с польским актером и театральным режиссером Гжегожем Мрувчиньски состоялась 28 февраля.

Зритель увидел небольшой отрывок из готовящегося спектакля, после чего орловский писатель, заведующий литературной частью «Свободного пространства» Владимир Ермаков рассказал немного о личности и творчестве польского писателя-интеллектуала 20 века Витольда Гомбровича.

Владимир Ермаков:
— Рецепция великого польского писателя Витольда Гомбровича в русскую традицию еще не завершена, мне кажется, и происходит с большим трудом. Собственно, внедрение Гомбровича в мировую культуру тоже происходило достаточно тяжело. Он родился в 1904 году, умер в 1969-м. Прожил интересную и сложную жизнь. Он трижды добивался славы. Первый раз это было в тридцатые годы. Когда сейчас историки литературы говорят о польской литературе предвоенного времени, на первый план выходят три фигуры — Станислав Игнаций Виткевич, Бруно Шульц и Витольд Гомбрович. Уже первые сборники рассказов сделали Гомбровича популярным. Затем в середине 30-х годов выходит его знаменитая «Фердидурка» — фантасмагория, гротеск, притча, детективная история. В чем смысл? Как и с увиденной нами «Ивонной...», мы можем наблюдать мерцание личности — разницу между тем, как она хотела бы развиваться, и какая ей отведена социальная роль. Последняя, навязываясь с детства, деформирует человека. Первая слава Гомробвича была связана с тем, что он бросил вызов всему польскому самосознанию, обвинив его в инфантильности и исторической незрелости. Первый период творчества ознаменован двумя произведениями — роман «Фердидудка» и пьеса «Ивонна, принцесса Бургундская». Пьеса была поставлена в те времена, но особого успеха не имела, ее настоящая сценическая судьба сложилась в 60-е гг во Франции и Швеции в первую очередь. В августе 1939 года в рамках одной культурной акции Гомбрович садится на пароход и отправляется в Аргентину. Через несколько дней начинается Вторая мировая, возвращаться ему некуда. В Буэнос-Айресе была сильная польская диаспора, которая его приняла. Но первое, что сделал Гомбрович, — поссорился со всеми и оказался в изоляции. Его принимает аргентинская культурная среда. Свой опыт и мировой кризис он оценивает в романе «Транс-Атлантик». Публикация романа в послевоенные годы принесла ему вторую славу и вызывала вместе с тем к нему новую волну неприятия польской диаспорой в эмиграции, а также земляками на родине. Затем он пишет философскую пьесу «Венчание». Она была поставлена в европейском театре. Пьеса создает ему большое европейское имя. Однако затем опять он остается в тени. До начала 60-х годов. Тогда происходит его полное и окончательное возвращение в польскую культуру через романы «Порнография» и «Космос». В 1966 году Гомбровича выдвигают на Нобелевскую премию, он ее не получил. Но был отмечен несколькими европейскими литературными премиями. Однако по-прежнему он остается саркастическим и придирчивым ко всему мирозданию.
Пытаясь найти определение этого автора как художника и философа, я вспомнил о сказке про разоблачение голого короля. У Гомбровича ситуация несколько обратная. Он разоблачает одетые истины, добирается до голых истин, которые часто оказываются неприглядными.

Гжегож Мрувчиньски же поделился своим видением действия пьесы «Ивонна, принцесса Бургундская»:
— Простая девушка, попадающая к другим, не таким, как она, во дворец, своим молчанием разрушает постепенно королевский мир. Все начинают думать о своих недостатках. Идея очень простая. В мире пьесу неоднократно ставят на разных сценах. И каждый раз спектакль получается непохожим на другой. Я тоже по-своему его вижу. Хочу сделать его максимально понятным зрителю и решить его в комедийном жанре. Ведь что может быть более смешным, чем человеческие отношения? Напряжение в спектакле доходит до высшей точки из-за этого молчащего существа, Ивонны. Своеобразный «камертон» в спектакле — его музыкальное оформление, для каждого главного героя — своя музыкальная тема, которая нередко звучит со сцены даже тогда, когда его там нет.

Для Гжегожа Мручвиньски «Ивонна, принцесса Бургундская» — не первая работа в орловском театре. В 2006 году он поставил на сцене «Свободного пространства» спектакль «Бойня» по пьесе Славомира Мрожека. В 2008-году в репертуаре театра появилось знаменитое «Танго», а в 2013-м — «Непорочный брак» Тадеуша Ружевича (спектакль получил Гран-при на 4-м Международном театральном фестивале «LUDI» в 2013 году).

Гжегож Мрувчиньски:
— Почему мне нравится работать в Орле? «Свободное пространство» — это необыкновенный для меня театр, как дом. Если посчитать время, которое я здесь провел в течение всей моей работы здесь, то недели и месяцы сложатся в целый год. Я поклонник российского театра, который сейчас активно меняется. Мне нравится Орел, который тоже поменялся за 11 лет. Кроме того, я очень люблю российский телеканал «Культура», сильнейший канал о культуре в Европе. Всегда смотрю его, когда приезжаю в Россию. Ну и, конечно, актерская труппа театра — это мои друзья. Я не ангел, со мной бывает сложно. Быть артистом — это большой труд.

Из аннотации к спектаклю

«„Ивонна, принцесса Бургундская“ — одна из самых знаменитых пьес 20-го века. Это история о человеческой сути и масках, о лицемерии и искренности, об играх, в которые люди играют сами с собой и друг с другом. Эти игры смешные до колик и страшные до ужаса. Принц Бургундии Филипп совершенно неожиданно решает жениться на простой девушке Ивонне. Молчаливая, не вписывающаяся в устоявшийся королевский порядок, девушка раздражает своим существованием окружающих. Она тревожит их как глубоко спрятанная совесть. И вот уже принц и его родители, и все придворные начинают всячески третировать Ивонну, стремясь избавиться от нее...»

Премьерные показы состоятся 9 и 10 марта в 19 часов

03.03.2017

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Купить билет