«В театр меня привели за руку…»

В минувшее воскресенье театральная общественность Орла отметила юбилей ведущей актрисы театра «Свободное пространство» заслуженной артистки России Маргариты Рыжиковой

Вслед за «Синей птицей»

— Так случилось, что мне даны были учителя, которые сократили мой путь к пониманию сути профессии и настроили на то, чтобы до главного я доходила сама. Прежде всего это Светлана Семеновна Захарченко, руководитель детской театральной студии «Синяя птица». Сюда я пришла, чтобы научиться преодолевать природную робость. Что­то такое руководитель студии разглядела во мне, что доверила роль Маленького принца. Этот спектакль в бывшем Дворце культуры завода «Дормаш» имел большой успех, мы его показывали на конкурсе. Мне советовали после школы поступать в один из московских театральных вузов, но я не решилась и подала документы на режиссерское отделение ОГИК. Режиссуру нам преподавал Владимир Каплин, который три года меня не видел в упор.

Выручила Надежда

— К моему великому счастью на третьем курсе к нам пришла актриса ОГАТ Людмила Коленко, и он отдал ей весь свой «балласт». Для курсового спектакля Людмила Ивановна выбрала пьесу Михаила Рощина «Вся Надежда» и предложила мне главную роль. Девочка­подросток с именем Надежда и трудной судьбой просто спасла меня от отчисления. Спектакль получился. Увидев его, Каплин вычеркнул меня из списка бесперспективных, но я так и не смогла преодолеть в себе страх и настороженность.

Зато стала едва ли не первой на занятиях по сценической речи, которые пригласили вести актера ОГАТ Валерия Михайловича Алексеева. Он сделал со мной маленький рассказ М. Зощенко, остался доволен и посоветовал после получения диплома показаться в Орловском ТЮЗе. Когда же узнал, что я получила направление в парк культуры «Ботаника», то буквально за руку привел меня к Михайлову. Александр Алексеевич посмотрел мой отрывок, но предупредил: что пока не знает, что я буду играть.

Это было осенью 1990 года.

Его Величество Случай

— А я и не просила ничего, как никогда этого не делала и в последующие годы. В это время в театр для экспериментальной постановки приехал молодой режиссер Андрей Щукин и стал репетировать спектакль­пантомиму «Железные игры». Теперь это известный в Москве педагог сценического движения. На репетициях все учились фехтовать, танцевать, выполнять акробатические трюки. Я тоже репетировала вместе со всеми, хотя и не была назначена на роль. Но тут в мою жизнь вмешался случай: по какой­то непредвиденной причине премьеру не могла играть одна из актрис, и Щукин ввел в спектакль меня.

Потом была «Ундина» по известной пьесе Жана Жироду, где я сыграла три женские роли. Они помогли мне раскрыться, и вот уже 27 лет я играю в театре. Конечно, и в первые годы, и в последующие играла и зайцев, и медвежат, и мангуста в «Рикки­Тикки­тави», и собаку Белый Клык, и Сердце в спектакле «Ночь», и Душу рыбака, и свинью в «Очень простой истории», которую, слышала, планируют восстановить. В общей сложности за эти годы сыграла более чем в 50 спектаклях и мне за них не стыдно. Один даже поставила сама в качестве подарка тем, кого люблю, когда в 2002 году мне присвоили звание заслуженной артистки РФ. Это был «Маленький принц» по сказке Экзюпери — очень дорогая для меня работа.

Уроки режиссеров

— Нам, артистам, очень повезло, что Александр Алексеевич был открыт для экспериментов, и на нашей сцене много ставили не только известные и молодые российские режиссеры, но и зарубежные мастера. Каждый со своей школой, эстетикой, видением пьесы, методикой репетиций. В этом плане интересно работалось с поляком Гжегожем Мрувчиньски, у которого я была занята в трех из поставленных им четырех спектаклей. С ним можно было спорить и даже ссориться. Ученику Товстоногова Владимиру Ветрогонову я благодарна за роль Теуты в спектакле «Клятвенные девы», ставшем лауреатом международного театрального фестиваля «LUDI­2017». Он предоставил нам возможность самостоятельно слепить свои роли, и я перелопатила гору материалов, чтобы понять свою героиню.

Отдельный разговор о Геннадии Рафаиловиче Тростянецком, преподавателе Санкт­Петербургской театральной академии. Он поставил у нас пять спектаклей, и все его репетиции — это мастер­классы.

Жизнь за кулисами

— Десять лет — с 2005 по 2015 годы — вместе с мужем Валерием Лагошей преподавала на актерском курсе в ОГИК. Это очень полезный опыт — я люблю начинать с нуля, тем более, что, уча других, постоянно учусь и сама. Большинство наших выпускников, среди которых Сергей Козлов, Лена Симонова, Лера Жилина, Вика Саленкова, вошли в состав труппы и успешно играют. Еще был опыт работы в школьном театральном кружке, но работа с детьми требует большой концентрации сил и времени, поэтому я успела поставить только один спектакль. Свободное время трачу на дочь­подростка, семью. Мы все очень любим читать. Смотрим и обсуждаем спектакли и фильмы, если получается — отдыхаем на природе. Мне здесь и думается лучше, и дышится легче...

Геннадий Тростянецкий, режиссер:

— Маргарита Рыжикова — талантливый человек, умеющий работать в команде, тонкий, пытливый, думающий. Я начал репетировать «Маленькие трагедии» и придумал, чтобы Моцарта играла невысокого роста актриса, похожая на Эдит Пиаф. Подошел с этим к Рите, но не успел закончить мысль, как она взволнованно выдохнула: «Геннадий Рафаилович, я наизусть знаю этот текст». Она понятия не имела, что приедет режиссер из Питера и будет ставить Пушкина — была готова к этой роли всей своей жизнью. И как сыграла! Скажу так: в Орле все знают название этого театра. И чтобы душа ребенка и взрослого зрителя парила в «пространстве», очень много для его «свободы» сделала и продолжает делать Маргарита Рыжикова.

22.12.2017

Автор: Валентина Новошинская

Источник: Орловская городская газета

Купить билет