Актеры «Свободного пространства» обрушили на зрителей «Лавину»
Именно так называется спектакль по пьесе современного турецкого драматурга в постановке режиссера Линаса Зайкаускаса. Новую постановку представили зрителям накануне. Жанр пьесы определен как сказание, но накал страстей к финалу спектакля, тишины и спокойствия не обещает.
Ковры к этому спектаклю собирали всем городом. Они очень нужны были для декораций. В сценографии это главный символ звукоизоляции. Жизнь в горной деревушке сонная и скучная. Шуметь — нельзя. Ссориться — нельзя. Громко радоваться — нельзя. А все потому, что от резких звуков может сойти лавина и всех похоронить.
На фоне этой тишины и реплик шепотом и разворачивается сюжет. Молодая женщина должна родить раньше времени, а крики матери и младенца ставят под угрозу жизнь всего селения. По древним законам, принятым в этих местах, ее должны убить.
Как жить в условиях постоянного страха и как с ним бороться, рассказывают зрителю со сцены сразу три поколения. Которые, конечно, конфликтуют.
Валерий Лагоша, заслуженный артист России: «На конфликте как раз все и строится, потому что молодое поколение, как всегда, рвется вперед, пытается сломать те устои, которые присущи старшему поколению, не зная, а может и хорошо, что не зная того, что это может грозить многим».
Кто смиряется и кто не смиряется с древним законом, кто позволяет страху взять над собой верх, а кто — нет, это и составляет главную интригу.
Ирина Агейкина, актриса: «Этот момент, обостренная ситуация и показывают, кто какой человек, кто как себя проявляет. И основной посыл в том, что надо всегда оставаться человеком с большой душой».
Эта притча, в общем, о каждом из нас. Она скорее о дне сегодняшнем. Ведь все мы подвержены страхам: боимся начальника, кризиса, проблем, апокалипсиса. Но ведь жить в постоянном страхе нельзя. Это уродует человека. А значит и выход только один — бороться.
В финале, когда уже можно кричать, как кульминационный всплеск эмоций, появляется духовой оркестр. Это задумка режиссера, которого на премьере, увы, не было.
Линас Зайкаускас, режиссер постановщик спектакля «Лавина»: «Нужен катарсис. Поэтому нужно после огромной тишины и огромного давления этого проклятого страха, который мы все ненавидим, не зря хочется человеку выругаться, выкричаться. И я придумал, что выйдет духовой оркестр, оркестр, в котором дети, подростки. Я думаю, что это эффектно».
Два с половиной часа напряженного зрелища зрителя не утомили. Каждый уловил обращение к себе и явный подтекст сегодняшнего дня.
Владимир Ермаков, зритель: «Есть ситуации, когда человек должен поставить под риск самого себя, потому что выживать общине, которая утрачивает гуманизм, в принципе нет смысла, в каком-то плане она уже мертва».
24.05.2018
Автор: Эва Стасюлевич
Источник: ОГТРК