Новый, 36-й театральный сезон в театре «Cвободное пространство» обещает несколько интересных премьер: «Биндюжник и король» (А. Журбин, А. Эппель), «Мой внук Вениамин» (Л. Улицкая), «Продавец дождя» (Н. Ричард Нэш).
«Продавец дождя» — это известная пьеса американского драматурга Ричарда Нэша, которая была написана в середине прошлого века.Как бы странно это ни звучало, но пьеса имеет под собой вполне реальную историческую основу. Тяжёлая американская действительность и правда породила на свет такую странную профессию, как продавец дождя. Причём представителей этой редкой профессии встречалось в Америке не так уж и мало.
Режиссёр ожидаемого спектакля — Владимир Юрьевич Ветрогонов (Санкт-Петербург) — рассказал о своем видении этой пьесы.
— Расскажите, пожалуйста, о Вашей новой постановке. Когда ожидается премьера, с каким настроением проходят репетиции?
Владимир Ветрогонов: Премьера ожидается в первой декаде ноября. А сейчас мы только начали работать, всего как две недели. Просто разбираемся в этой пьесе, её автор -американский драматург Ричард Нэш. Написано, что это комедия. Но комедии бывают разные: лирические, романтические, трагикомедии, бывают комедии буф, — поэтому в зависимости от того, какой комедийный эффект будет высекаться в процессе репетиций, станет ясно, что это. Хотя, скорее всего, это романтическая комедия, потому что это история про людей, которые живут очень сложно и трудно, но при этом не унывают. Нельзя унывать! История американских фермеров, которые живут в жарких американских прериях и борются за то, чтобы состояться.
— Владимир Юрьевич, та засуха, в которой живут герои пьесы — это просто окружающая среда, или это образ, метафора засухи духовной?
Владимир Ветрогонов: Ну конечно! Продавец дождя — персонаж такой инфернальный, он призывает дождь, и этот дождь идёт. Я рассматривал его и несколько так препарировал. Это просто жулик какой-то. Он авантюрист, он так зарабатывает. Конечно, он человек образованный, талантливый, это очень яркая личность, которая оказалась бомжом. Может такое быть? С яркими личностями это встречается. И единственное, чем он может зарабатывать — это трёпом. Вот он это и делает. Даёт дождь. Кстати не очень дорого, он берёт за это всего 46 долларов, с учётом того, что пока он вызывает дождь, его ещё и кормят. Поразительно в этой истории то, что дождь действительно пошёл, вот что замечательно! Проведение, небо откликнулось на то, что происходит с его детьми и одарило их дождём.
Конечно, это такая метафорическая ситуация. Совершеннейшая засуха, растрескалась земля, всё растоплено, и невыносимо существование в жару, в духоту. Пьеса появилась в Америке где-то в конце 60-х, а у нас она стала идти в 70-е годы, когда начала наступать эпоха застоя брежневских времён, которая развивалась, развивалась и к концу семидесятых превратилась просто в совершенно невероятную засуху и тьму, такое вялое, вязкое, бесперспективное существование человека.
Что послужило мотивом выбора именно этой пьесы сегодня?
Владимир Ветрогонов: Из той палитры, которая сложилась, я вынул тот материал, который наиболее вписывался в жизнь театра. Больше ничего. А определилась она тем, что я разделяю позицию автора, и мне очень нравится этот парень, который зарабатывает вызыванием дождя.
Если не ошибаюсь, его зовут Старбак. Мне кажется, что Старбак — тот же образ режиссёра, который дарит, продаёт дождь своим зрителя. А кто для вас воплощает по жизни этот образ? Если вам встречались такие люди, то кто это?
Владимир Ветрогонов: Человек искусства. Тот, кто занимается творчеством, он это делает для людей, во имя людей, во имя жизни, во имя того, чтобы это всё продолжалось и чтобы человек не ставил на себе крест и не опускал голову. Вот, красивая женщина (Лиззи — героиня пьесы. — Прим. автора), она голову опускает. Зачем? Она её поднимет, и всё станет светло. Такая история.
Зритель «Свободного Пространства» знаком с вами по премьере предыдущего театрального сезона, «Леди Макбет Мценского уезда». Почему вы решили поставить диаметрально противоположный по настроению спектакль? Это связанно с вашим личным восприятием жизни, или вы хотите поддержать зрителя, вселить оптимизм?
Владимир Ветрогонов: Пьеса «Продавец дождя» в моей обойме. Если история пьесы «Продавец дождя» будет сентиментальной, то сегодня это не прозвучит. Должна быть хорошая комедия, при которой надо выдать дочь, сестру замуж. И всё для этого есть. И она не должна быть лирической героиней, это нормальная деревенская девушка, которая работает, пашет в доме, только уже замуж надо. Это история про простых людей. Не про тонких интеллигентов, это про фермеров американских, про наших, которые занимаются своим хозяйством.
Скажем, «Леди Макбет» в моей обойме не находилась, это была не моя инициатива, речь шла о Лескове, об авторе, который родился здесь и жил. Это близко Орлу, это культура этого города. Неделю мы по всем литературным музеям ходили. Потрясающее совершенно место, невероятное. Столько здесь соединилось...И Андреев. Замечательно.
— В чём вы видите основную миссию, функцию театра в России сегодня?
Владимир Ветрогонов: Почему сегодня? Всегда.
— Она не меняется?
Владимир Ветрогонов: Нет. Театр — это убежище для человека думающего, мыслящего, вообще для человека. Когда ты приходишь и там кто-то с тобой говорит, спектакль или актёры, о каких-то вещах, о которых ты сам с собой разговаривал. Я не могу сказать, что ты там получаешь ответы на вопросы, но подтверждение своим сомнениям, своим радостям, ты всегда найдёшь.
— Что бы Вы хотели пожелать зрителю?
Владимир Ветрогонов: Чаще ходить в театр. Хотя бы раз в месяц, а если два, так это классно! Тут есть куда ходить. Хороший репертуар.
31.08.2012
Автор: Анна Дулевская
Источник: Городской портал InfoOrel.ru