Спектакль-бойкот «Чучело» по одноимённой пьесе В. Железникова поставила команда молодых столичных мастеров
Известный в 1980-е годы фильм Ролана Быкова «Чучело» помнят многие. Может, поэтому билеты на спектакль были раскуплены задолго до премьеры. А может, потому, что тема подростковой жестокости до сей поры не теряет своей актуальности. Режиссёр спектакля Анна Троянова решила поставить спектакль на малой сцене театра. По её мнению, близость зрителей и актёров точнее воссоздаст атмосферу школьного класса.
Примет какой-то конкретной эпохи в спектакле нет, кроме костюмов: художник-постановщик Анастасия Копылова стилизовала одежду героев под Средневековье. Шнуровки, глубокие, скрывающие лица капюшоны и сами материалы — льняные, хлопковые, грубые. Школьники, одноклассники Ленки Бессольцевой (Надежда Староверова), только поступившей в новый класс, из друзей превращаются в жестоких и бездушных «инквизиторов».
Зритель видит на сцене замысловатые металлические конструкции, которые на протяжении спектакля то складываются в школьную доску, то становятся подмостками для музыкальных монологов и диалогов героев. Да, спектакль получился музыкальным. Почему получился? Потому что песни и стихи сочинили в процессе работы над спектаклем сами артисты. Они поют про наивные школьные влюблённости, их песнями и музыкой также «озвучены» и совсем не смешные сцены травли Ленки.
Важную роль в спектакле играет свет, который в разные моменты направляется то снизу, то сверху, то сбоку, а то и вовсе приглушается, создавая соответствующее настроение. Вот в полумраке беседуют Лена и дедушка (Альберт Мальцев). Девочка рассказывает ему о предательстве одноклассников, их жестокости. Кульминационная сцена спектакля, когда школьники устраивают Ленке «тёмную», подкрашена цветом зарева, инквизиторского костра: тревожный, страшный красный свет освещает лица, одноклассники с устрашающей быстротой раскручивают несчастную девчонку на подвижном модуле декораций.
Роль Ленки в спектакле «Чучело», несомненно, станет одной из ярких работ молодой начинающей актрисы Надежды Староверовой. Она раскрыла невероятный потенциал трагедийной актрисы, точно, тонко и трогательно создала образ чистой, светлой девочки, затравленной одноклассниками, и зритель не мог сдержать слёз. Её бесхитростные русые косы, румяные щёчки, скромный открытый девичий взгляд — полная противоположность образам одноклассниц: вульгарной и наглой Шмаковой (Виктория Саленкова), злобной и двуличной Мироновой (Наталья Билык).
Орущая, танцующая, веселящаяся орава мальчишек... Каждый образ оригинален и наделён характерными особенностями. Рыжий (Андрей Григорьев) выделывает немыслимые акробатические прыжки и хорошо играет на гитаре, Лохматый (Михаил Неженцев) на самом деле даже лысоват, что не мешает ему быть грозой класса, Васильев (Валентин Тюрин) шкодлив, но при этом красив и романтичен, Попов (Артём Исаков) музыкален и харизматичен. И, наконец, Димка (Максим Громов), который поначалу оберегал Ленку от нападок, а потом сломался и стал как все. Его образ получился очень драматичным — актёру удалось показать душевную драму мальчика, сердце которого мечется между дорогой ему Ленкой и мнением класса. Он пытается быть честным, но воли не хватает, и Димка предаёт близкого человека.
Внести гармонию в класс пытается учительница Маргарита Ивановна (Светлана Нарышкина). Красивая, благородная, открытая, она хочет стать своим ученикам другом, не «строит» их. Но предательство касается и её. И её нехотя «подставляют» перед директором любимые ученики.
Чистая душа Ленка, воспитанная честным добрым дедом, оказалась не готовой к предательству, она сломлена... Но не навсегда: перед её глазами — образец настоящего человека. Она припадает к груди деда, который шепчет ей: «Бедные люди!» И это он про них — про Ленкиных истязателей. Они бедны, жалки своей злобой, жестокостью, обделены душой. Их стоит пожалеть. Ленка их простит. И станет сильнее. А им предстоит ещё получать от жизни жестокие уроки — ведь, как известно, подлецам жить несладко.
03.12.2019
Автор: Марьяна Мищенко
Источник: Орловская правда