Спектакль поставил польский режиссёр Гжегож Мрувчиньски, уже известный своими работами орловскому зрителю по спектаклю «Непорочный брак». Первый зрительный образ спектакля: высокая решётка королевского сада, за которой стоит королевская чета с принцем и придворными. Их каменные лица гламурно-надменны, циничны и напыщенны.
Но не следует думать, что перед нами, как в клетке зоопарка, находятся иные, не имеющие ничего общего с нами существа. Судя по тому, что на заднике изображено зеркальное отражение зрительного зала, то, что происходит на сцене, является нашим портретом. Известное дело: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».
Послушайте, однако, как благородны эти господа, судя по их репликам в первой картине. Они тонко чувствуют красоту мира, любуются закатом, природа одухотворяет их («глядя на такую красоту, человек становится лучше»), они гуманны и милосердны, щедро подают нищим («мы помним о нуждах народа»), они доступны и приветливы («нам необходимо братски пообщаться с народом»).
Но вот появляется новый персонаж - простая девушка Ивонна (Валерия Жилина). Её шутки ради выберет себе в невесты красавец принц Филипп (Максим Громов). Ивонна одним своим обликом - скромным, даже робким, испуганным, безыскусным - вынуждает представителей «элиты» показать истинное своё лицо - происходит «срывание всех и всяческих масок».
- Дорогая, эти господа принадлежат к лучшему обществу, не надо их пугаться, будто перед тобой толпа людоедов! - эта реплика из спектакля как будто обращена и к нам, с отвращением наблюдающим, как на сцене оголяются жуткие адские души участников спектакля. «Она меня разоблачает!.. О, как она обнажила и выставила напоказ всё моё самое сокровенное!» - это испугана королева (Маргарита Рыжикова), грех которой - бездарные стишки - самый невинный из грехов этой галереи мерзавцев. Что её стишки на фоне грехов Короля (Лагоша)! Тот не просто тайный сладострастник - он убийца, в молодости погубивший юную девушку. Жуткую галерею продолжает подлый камергер, готовый разделить со своим господином самые адские намерения, развратные друзья принца Кирилл и Киприан («Так будем выполнять нашу функцию молодых мужчин»). А злоречивые сплетницы - придворные дамы, после парадно-показных реверансов с упоением обсуждают недостатки друг друга («твои два вставных зуба… твой подложенный бюст… твою кривую спину»).
В течение спектакля они во всей красе будут показывать придворные манеры и наигранную благовоспитанность. В немую схватку с ними вступит незнатная, простая девушка Ивонна. Её будут уничтожать дворцовыми интригами и насмешками друзья принца. А она - искренне полюбившая принца - будет прятать глаза от блестящей фальши, изящных показных ужимок, за которыми прячутся ложь и порок.
Премьерный спектакль обозначен в афише как трагифарс. И это действительно так. Это трагедия большой и чистой души, столкнувшейся с животной грязью, прикрытой богатыми кружевами и пышными юбками. Костюмы всей знати - подчёркнуто шикарны! Облачённая в парадную роскошь гнилость души особенно режет глаз (художник-сценограф - молодая, но уже известная московская художница Карина Автандилова). Ивонна - ни разу не сменившая в течение двух актов своё скромное платьице - на их фоне смотрится воробышком рядом с павлинами. Длинное, простенькое ситцевое платье Ивонны прикрывает простое, доброе сердце нормального человека, который порой пребывает в полном недоумении от гнусных «королевских игр».
Ивонна (Валерия Жилина) за весь спектакль не произнесёт и двух слов. Знать почитает её за полную дурочку: Ивонна может позволить себе сесть на пол, прыгнуть нелепо в сторону, заглядывать в глаза или вовсе (какая дерзость!) молчать в ответ и не кланяться королевским особам. Надо сказать, что роль Ивонны - очень сложна, ведь актрисе в буквальном смысле приходится играть глазами. И актриса с честью выходит из этого испытания молчанием.
Ивонна - воробышек, а принц Филипп - импозантен, невозможно хорош собой. Рукава его шёлковой блузы нежно колышутся от красивых жестов, брюки с золотой вышивкой изящно обтягивают стройные ноги. Максим Громов настолько органично вжился в роль принца, что, кажется, от взмахов его королевских рук в зал доносится аромат фиалок и пачулей. Ивонна ему интересна как подопытная мышь. Она бесит его своей загадочностью, своим молчанием. Но разгадки ему узнать не дано - горячее сердце можно почувствовать только сердцем, которого у принца уже нет.
Принц (Максим Громов) всё же как-то выделяется из толпы своих друзей - его душа ищет истинных, глубоких отношений, но… церемониал не позволяет. Так же, как не позволяет королеве Маргарите открыть тайну её стихотворства - не к лицу баловаться стишками королевской особе. Под красивыми масками - живые души и сердца, либо совсем окаменевшие, либо ещё не до конца.
Если вся жизнь Ивонны - это жизнь души, скрытая внутри, снаружи - ни слов, ни нарядов, ни вычурных манер, то жизнь придворного мира - вся снаружи, вся выстроена согласно церемониалу. Король и королева разговаривают нарочито короткими фразами. Нарушить правила этикета для них - смерти подобно. Друзья принца, придворные дамы - при всей их развязности - жеманны. Их речи - искусственны, глупы, натянуты. (Их показное существование на сцене напомнило иных современных молодых людей, разодетых в брендовые наряды, выкладывающих в Сетях бесконечные селфи со «статусных» тусовок).
Трагедию превращает в фарс комичная пара: король с королевой. Король (Валерий Лагоша), вспоминающий с камергером свои развратные похождения, отвратителен зрителю, но при этом над мимикой и движениями опытного и талантливого актёра-комика со слезами на глазах смеётся весь зал. Куда девается вся королевская стать королевы Маргариты, когда она, полагая, что её никто не видит, наслаждается своими стихами: манеры, надменную мину - прочь. О, как уморительна маленькая взлохмаченная фигурка актрисы, утонувшая в огромном балахоне, как комична - с этим неповторимым воздеванием рук к небесам! Вот так головокружительно скачет в спектакле действие: трагедия, а через минуту - фарс. И неутомимое внимание зрителя, наблюдающего за происходящим на сцене.
…На заднике, повторяющем зрительный зал, скользят кружевные тени, и вот уже не понимаешь, кто же здесь зритель, кто актёр. Кажется, будто ты зажат в каком-то зазеркалье, где наконец отчётливо проступает всё: вот ложь и фальшь, а вот правда и любовь.
Ивонна в финале умирает. Она погибает от… рыбной кости, застрявшей в горле; от рыбной кости из карасей, поданных к праздничному обеду, который дворцовая челядь тщательно продумывала и планировала.
К финалу белоснежные манишки, кружева и оборочки на пышных туалетах придворных превращаются в чёрно-коричневые одежды (интересный приём художника - актёры не меняют костюмов, а просто выворачивают их наизнанку), слетают маски «белых и пушистых», обнажается злобный, не знающий любви и сострадания оскал души.
- Игнаций, нужно будет позаботиться о трауре. У тебя нет чёрного костюма, - как многозначительно звучат слова королевы, равнодушно рассматривающей бездыханную Ивонну. И как тошнотворно выглядит королевский двор, ставший на колени перед маленьким, настоящим человеком! Они поклонились лишь потому, что так требует церемониал!
На сцену вновь опускается решётка королевского сада. Правда, теперь, надо сказать, королевская чета с придворными и в самом деле выглядит за ней, как звери в зоопарке. Пусть они останутся за решёткой, люди в чёрном!
16.03.2017
Автор: Марьяна Мищенко
Источник: Орёл-регион