В театре «Свободное пространство» состоялась премьера танцевально-пластической фантазии «Фокстрот 12-ти стульев» по мотивам романа Ильфа и Петрова
Режиссёром-постановщиком спектакля и балетмейстером выступил заслуженный артист Украины Олег Николаев.
Художник спектакля Полина Мищенко обещала, что зритель увидит на сцене «развёрнутую газету», ведь авторы романа - журналисты. И действительно, зритель с самого начала спектакля погружается в атмосферу 20-годов с вывесками, лозунгами, свойственными тому времени. Тут мы видим и знакомую из романа вывеску похоронного бюро «Нимфа», и топорную надпись «Ход в слесарную мастерскую», и парикмахерская №2 «Люкс», и «Союзпечать». Надписи пестрят на больших, двигающихся щитах, которые в течение всего спектакля будут трансформироваться в ресторан, общежитие, редакцию и даже теплоход.
В углу сцены зрителей встречают сами Ильф и Петров (Николай Рожков и Михаил Неженцев). Ночами, за узким столиком, под светом неяркой лампы они дают жизнь героям своего романа, и зритель видит, как рождается тот или иной поворот бурной жизни Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова (Сергей Козлов и Максим Громов).
Весь спектакль - это такой большой фокстрот. Удивительно, как режиссёру и балетмейстеру удалось вместить в этот танцевальный жанр всю гамму переживаний героев, их страсти, невзгоды, любови, взлёты и падения. Вот, обмотавшись длинным, узким белым шарфом мчит по сцене Бендер (Сергей Козлов). Его «фирменная» кепка надвинута на сосредоточенный лоб, взгляд циничен и хитёр, но выразителен и обаятелен. Ноги в чёрно-белых лаковых штиблетах всё время в движении, в танце, в фокстроте. Впрочем, как и всех других персонажей. Очень яркий и выразительный получился Киса (Максим Громов). Долговязая, худая фигура, согнувшись, приплясывает перед великим комбинатором, уморительно, вскидывая ноги, и подпрыгивая от пинков Бендера. Ильф и Петров придумывают очередной ход в романе, на радость зрителям, произнося любимые цитаты из романа - на сцене тут же всё это воплощается в жизнь. Вот на сцену выносят умирающую тёщу Кисы (Ирина Агейкина), вот выносится стремительная, яркая, милая пышечка мадам Грицацуева (Олеся Балабанова) в нежно-сиреневом атласном платьице с кукольными оборками. Как кружит её в стремительном танце Бендер, как выразительно её влюблённое лицо, и как бесстрастно его. Отдельно стоит сказать об отце Фёдоре (Андрей Григорьев). Его появление на сцене вызывает в зале смех и восхищение одновременно. В длинной чёрной рясе, с оттопыренной рыжей бородой отец Фёдор выдаёт немыслимые пируэты, которые под силу, пожалуй, профессиональным танцорам, а не театральным артистам. Блестяще получился танец-дуэт со стулом отца Фёдора и Кисы! Также отдельно стоит отметить танец Остапа и Эллочки (Елена Симонова) с ситечком. Конечно, почти в каждом танцевальном номере присутствуют стулья, которые актёры мастерски обыгрывают.
Героям спектакля помогает кордебалет. Артисты создают бесподобные танцевальные ансамбли! Атмосферу праздника и даже какого-то озорства создаёт и музыка известных фокстротов, и яркие, слегка стилизованные костюмы начала 20-го века с рюшками, низкими талиями на женских платьях, клетчатыми брюками и яркими рубашками. Кордебалет вам представит и хор старушек в богадельне, и гостей на свадьбе Бендера, и студентов в знаменитом общежитии имени монаха Бертольда Шварца. Очень оригинально представлена сцена в этом общежитии. Щиты выстраиваются в стену, а в стене поочерёдно открываются двери, из которых выглядывают колоритные обитатели крошечных пеналов-комнат. Тут вам и адское пение примуса, и звуки поцелуев, и конечно, трогательные студенты Коля и Лиза (Валерия Жилина), питающиеся в вегетарианской столовой. Яркая и уморительно смешная получилась сцена в ресторане, где пьяный Киса кружит в развязном танце тоненькую Лизу.
Вообще, каждого персонажа спектакля можно, несомненно, похвалить. Все они получились яркие, смешные, неординарные. И жители Васюков, где проходил шахматный турнир, и инженер Щукин (Валентин Тюрин), выскакивающий весь в бутафорской пене, и инженер Брунс в вышиванке (Станислав Иванов) со своей милой жёнушкой в гламурном, красном халатике из тафты (Елена Шигапова) и многие другие.
Спектакль завершается массовым, эксцентричным фокстротом, который исполняют сразу все герои спектакля и кордебалет. Режиссёр обещал, что это будет спектакль-праздник, на котором можно будет отдохнуть - так и вышло! Зритель получил хорошее настроение, хорошую музыку, хорошие танцы!
07.11.2018
Автор: Марьяна Мищенко
Источник: Орёл-регион