6 декабря театр «Свободное пространство» представил премьеру
Поверить молодым
Шекспира на сцене «Свободного пространства» поставил художественный руководитель театра Сергей Пузырев.
Казалось бы, «Ромео и Джульетту» ставили и еще поставят многие, и сегодня, в эпоху интернета, зритель как никогда искушен и имеет возможность при желании сравнить, выбрать для себя наиболее близкую ему режиссерскую работу, самый подходящий, на его взгляд, актерский состав. И тем не менее интерес к Шекспиру и конкретно к этой его пьесе неизменен и спрос на нее не снижается.
— Шекспир вообще удивительный автор, — говорит Сергей Пузырев. — Читая его в юности в рамках школьной программы или просто из интереса, мы редко обращаем внимание на важный нюанс, но замечаем его, берясь за ту или иную пьесу в качестве рабочего материала. Эта особенность заключается в том, что Шекспир практически не описывает действия. Мы видим, о чем говорят герои, знаем, кто из них падает и умирает, как, например, Меркуцио, но автор не загоняет нас в жесткие рамки, не указывает на то, как именно это должно произойти. И тут мы можем подумать, представить себе, как это могло бы быть. Мне кажется, в этой особенности Шекспира, как автора, и кроется одна из причин, почему постановки, созданные по мотивам его произведений, столь многообразны. Все мы читаем Шекспира и впоследствии делимся со зрителем своим восприятием прочитанного.
Помимо известных и любимых зрителями актеров «Свободного пространства», таких как Андрей Григорьев и Михаил Артемьев, режиссер задействовал в новой постановке актеров начинающих. К примеру, роль Джульетты досталась студентке ОГИКа Ангелине Садовской.
— Я, разумеется, не раз слышал мнение о том, что студенту может просто не хватить мастерства для такой роли. С подобными сомнениями сталкивается любой режиссер, задумавшийся о том, какую роль он может доверить студенту и стоит ли вообще это делать, — рассказывает Сергей Пузырев. — Однако же я решился, и на то есть несколько причин. Вопервых, для актера существует только один способ набраться опыта и отточить свое мастерство — он должен выходить на сцену. Для того и существуют режиссер и сам репетиционный процесс, да и коллеги по сцене, чтобы проработать все возможные недочеты, научиться на практике тому, что приходит только с опытом. Набираться опыта любой человек может до старости, но важно делать. Вовторых, мы объективно не можем обойти вниманием возраст шекспировских героев. Это оченьочень молодые люди. Откровенно говоря, подростки. «Свободное пространство» может похвастаться великолепной труппой, театру служат талантливые, трудолюбивые и многогранные актеры, но просто в силу жизненного опыта многие из них уже смотрят на мир глазами зрелых людей. Взгляды на жизнь в 15 и в 30 лет существенно отличаются, а пыл юности, некоторый максимализм — для «Ромео и Джульетты» это важно. Это помогает зрителю еще больше поверить в происходящее.
Многогранный Шекспир
Еще в процессе репетиций, задолго до премьеры Сергей Пузырев говорил о том, что хотел бы поставить шекспировскую историю вне времени.
— Даже с чтением пьесы у нас получилось очень интересно, — делится он. — Объективно сложно найти человека, не читавшего «Ромео и Джульетту», среди людей, служащих театру таких просто нет. И все же, когда мы только начали читать пьесу, многие обнаружили, что у Шекспира все совсем не так, как мы помнили. Это еще один важный штрих, напоминающий о разнице в восприятии. В 16 лет ты видишь происходящее определенным образом. Когда тебе сорок, те же самые события представляются в совсем ином свете. Шекспир вообще очень многогранен, в каждой пьесе так много сюжетных и смысловых линий, что вместить и в один спектакль просто невозможно. Но подростки всегда остаются подростками. В шестнадцатом или двадцать первом веке — неважно. В пятнадцать лет кажется, что чувство, которое ты переживаешь, самое сильное, самое глубокое и вечное. Споры о том, как сложилась бы жизнь Ромео и Джульетты, если бы они остались живы, можно вести бесконечно. Думаю, каждый отвечает на этот вопрос только сам. Но работая над этим спектаклем, как впрочем, и над любым другим, мы хотели дать зрителю лучик надежды, напомнить о том, как много прекрасного можно найти в жизни.
Неожиданные дополнения
Спектакль «Ромео и Джульетта» в «Свободном пространстве» поставлен по мотивам пьесы Шекспира. Это значит, что небольшие расхождения с оригиналом все же есть. Они не коснулись основных сюжетных линий, но очень неожиданно и любопытно дополнили их.
Кроме того, в постановке прозвучали песни Ульяны Мамушкиной. Их автор и исполнительница приехала из Подмосковья на премьеру, чтобы увидеть и услышать, как ее произведения вписались в вечную трагедию о любви.
Комуто такое музыкальное оформление может показаться неожиданным и очень смелым, однако своей цели режиссер добился: спектакль получился в том числе и о том, что юность с ее проблемами, драмами, радостями и неизбывным счастьем и авантюризмом вечна. Могут кануть в прошлое эпохи, могут уйти люди и быть преданы забвению авторы, но любовь и готовность человека бороться за счастье и лучшее будущее не останутся в прошлом никогда.
13.12.2024
Автор: Анастасия Извекова
Источник: Орловская городская газета