Вечная история

6 декабря театр «Свободное пространство» представил премьеру

Поверить молодым

Шекспира на сцене «Свободного пространства» поставил художественный руководитель театра Сергей Пузырев.

Казалось бы, «Ромео и Джульетту» ставили и еще поставят многие, и сегодня, в эпоху интернета, зритель как никогда искушен и имеет возможность при желании сравнить, выбрать для себя наиболее близкую ему режиссерскую работу, самый подходящий, на его взгляд, актерский состав. И тем не менее интерес к Шекспиру и конкретно к этой его пьесе неизменен и спрос на нее не снижается.

— Шекспир вообще удивительный автор, — говорит Сергей Пузырев. — Читая его в юности в рамках школьной программы или просто из интереса, мы редко обращаем внимание на важный нюанс, но замечаем его, берясь за ту или иную пьесу в качестве рабочего материала. Эта особенность заключается в том, что Шекспир практически не описывает действия. Мы видим, о чем говорят герои, знаем, кто из них падает и умирает, как, например, Меркуцио, но автор не загоняет нас в жесткие рамки, не указывает на то, как именно это должно произойти. И тут мы можем подумать, представить себе, как это могло бы быть. Мне кажется, в этой особенности Шекспира, как автора, и кроется одна из причин, почему постановки, созданные по мотивам его произведений, столь многообразны. Все мы читаем Шекспира и впоследствии делимся со зрителем своим восприятием прочитанного.

Помимо известных и любимых зрителями актеров «Свободного пространства», таких как Андрей Григорьев и Михаил Артемьев, режиссер задействовал в новой постановке актеров начинающих. К примеру, роль Джульетты досталась студентке ОГИКа Ангелине Садовской.

— Я, разумеется, не раз слышал мнение о том, что студенту может просто не хватить мастерства для такой роли. С подобными сомнениями сталкивается любой режиссер, задумавшийся о том, какую роль он может доверить студенту и стоит ли вообще это делать, — рассказывает Сергей Пузырев. — Однако же я решился, и на то есть несколько причин. Во­первых, для актера существует только один способ набраться опыта и отточить свое мастерство — он должен выходить на сцену. Для того и существуют режиссер и сам репетиционный процесс, да и коллеги по сцене, чтобы проработать все возможные недочеты, научиться на практике тому, что приходит только с опытом. Набираться опыта любой человек может до старости, но важно делать. Во­вторых, мы объективно не можем обойти вниманием возраст шекспировских героев. Это очень­очень молодые люди. Откровенно говоря, подростки. «Свободное пространство» может похвастаться великолепной труппой, театру служат талантливые, трудолюбивые и многогранные актеры, но просто в силу жизненного опыта многие из них уже смотрят на мир глазами зрелых людей. Взгляды на жизнь в 15 и в 30 лет существенно отличаются, а пыл юности, некоторый максимализм — для «Ромео и Джульетты» это важно. Это помогает зрителю еще больше поверить в происходящее.

Многогранный Шекспир

Еще в процессе репетиций, задолго до премьеры Сергей Пузырев говорил о том, что хотел бы поставить шекспировскую историю вне времени.

— Даже с чтением пьесы у нас получилось очень интересно, — делится он. — Объективно сложно найти человека, не читавшего «Ромео и Джульетту», среди людей, служащих театру таких просто нет. И все же, когда мы только начали читать пьесу, многие обнаружили, что у Шекспира все совсем не так, как мы помнили. Это еще один важный штрих, напоминающий о разнице в восприятии. В 16 лет ты видишь происходящее определенным образом. Когда тебе сорок, те же самые события представляются в совсем ином свете. Шекспир вообще очень многогранен, в каждой пьесе так много сюжетных и смысловых линий, что вместить и в один спектакль просто невозможно. Но подростки всегда остаются подростками. В шестнадцатом или двадцать первом веке — неважно. В пятнадцать лет кажется, что чувство, которое ты переживаешь, самое сильное, самое глубокое и вечное. Споры о том, как сложилась бы жизнь Ромео и Джульетты, если бы они остались живы, можно вести бесконечно. Думаю, каждый отвечает на этот вопрос только сам. Но работая над этим спектаклем, как впрочем, и над любым другим, мы хотели дать зрителю лучик надежды, напомнить о том, как много прекрасного можно найти в жизни.

Неожиданные дополнения

Спектакль «Ромео и Джульетта» в «Свободном пространстве» поставлен по мотивам пьесы Шекспира. Это значит, что небольшие расхождения с оригиналом все же есть. Они не коснулись основных сюжетных линий, но очень неожиданно и любопытно дополнили их.

Кроме того, в постановке прозвучали песни Ульяны Мамушкиной. Их автор и исполнительница приехала из Подмосковья на премьеру, чтобы увидеть и услышать, как ее произведения вписались в вечную трагедию о любви.

Кому­то такое музыкальное оформление может показаться неожиданным и очень смелым, однако своей цели режиссер добился: спектакль получился в том числе и о том, что юность с ее проблемами, драмами, радостями и неизбывным счастьем и авантюризмом вечна. Могут кануть в прошлое эпохи, могут уйти люди и быть преданы забвению авторы, но любовь и готовность человека бороться за счастье и лучшее будущее не останутся в прошлом никогда.

13.12.2024

Автор: Анастасия Извекова

Источник: Орловская городская газета

Купить билет