«Весь мир — театр, а люди в нем актеры»: в Орле открылся сезон спектаклей на летней сцене

5 июня театр «Свободное пространство» показал долгожданный спектакль в одном из новых форматов, который продиктовала пандемия

Идея играть спектакли на открытом воздухе пришла в августе прошлого года, «когда в зале было нельзя, а на улице — пожалуйста». В Орле такой формат отсутствовал, да и в принципе, в России очень мало театров, которые освоили «летнюю сцену». И, что самое интересное, такой вариант очень понравился зрителю. За развитием событий на сцене в новом спектакле «На счастье или на беду», которую зритель увидел в локации театрального двора, также наблюдал корреспондент «Орловских новостей».

С вами случалось такое, что вы оказывались невольным свидетелем какой-то семейной драмы или, напротив, счастливых моментов незнакомых вам людей? Или же вы в суете дней даже не замечаете, что происходит вокруг? А ведь раньше все было совсем иначе — все знали всё и про всех. И вот мы окунаемся в один из теплых летних деньков 1965 года. Самый обыкновенный орловский двор, за обитателями которого вам сегодня позволили наблюдать...

Во дворе развешены простыни, на стене кто-то написал «Санька + Катя = любовь» и, конечно, куда же без ковра на турнике, который кто-то непременно будет выбивать. У кого-то зарядка, у кого-то задушевные беседы с подругой-соседкой, а у кого-то разворачивается целая драма на глазах у всех. А зритель здесь, вероятно, случайный прохожий, расположившийся на уютной скамейке в теплый погожий денек. И надо отдать должное, для зрителя здесь создан потрясающий комфорт — удобные сидения, которые, ко всему прочему, еще и органично вписаны в пространство дворика, а также уютные пледы, на случай, если к вечеру станет прохладно.

И вот начинается действие...сцена за сценой, порой даже глаза разбегаются, за кем из актеров следить, ведь пока муж выкидывает с балкона вещи жены, пойманной на измене, другие продолжают солить огурцы под окнами, развешивать белье, жизнь не останавливается, и такой ход только сильнее погружает в атмосферу самого обыкновенного двора.

«Остынь, хватит народ веселить, концерт окончен!», — вылив таз с водой на своего мужа произносит одна из жительниц дворика Вероника.

И в этот момент зритель испытывает целый спектр эмоций: у кого-то слезы наворачиваются от этой драмы, кто-то узнает в героях что-то знакомое, а кто-то понимает, что увидел то, что видеть не должен был, совсем как в жизни. И здесь как никогда уместна фраза: «Весь мир — театр, а люди в нем актеры». И как оказалось, чтобы достучаться до сердца каждого зрителя, не обязательно исхищряться и придумывать что-то сверхъестественное, просто покажите ему жизнь.

«Я просто представила, что выхожу на балкон своего двора, я вижу окна, я знаю, кто там живет. И те герои, которые появляются в этом спектакле — типичные представители любого двора», — рассказывает автор пьесы Светлана Коновалова, как родилась эта идея.

И ведь действительно...вот до боли родная баба Маня, одинокая пожилая женщина, которая так любит и помогает всем — и детишкам, и их родителям, а вот, конечно же, «честный алкаш», куда без него, статная девушка, которая хочет лучшей жизни, девчонки-студентки, первая любовь, сварливая жена и ее терпящий, но веселый муж. И эту парочку вы уж точно видели! Она пилит его, пилит, пока соседка не посоветует разыграть «холодное равнодушие», «как будто тебе не интересно».

«Как это мне не интересно? Мне очень даже интересно!», — возмутится Клавдия, и эта фраза очень откликнется в сердцах зрителя, ведь нам тоже очень интересно, что будет дальше.

И вот Степан возвращается. Актеры разыгрывают «холодную встречу» мужа, местами даже переигрывают, что делает сцену до боли жизненной и реалистичной, а оттого и очень смешной. Кстати, актеры часто не могут сдержать своих реальных эмоций, но это и делает спектакль настоящим, живым, и ты, как зритель, забываешь, что находишься в театре, ты будто действительно в чьем-то живом дворе, наблюдаешь. Но вернемся к сцене с «холодным равнодушием». И ведь сработало: муж решил открыться жене. «Столько лет с тобой живу, а ведь всего до донышка не знаю....», — произносит Клавдия. Зато про соседей все и всё знают. Такие уж реалии орловского двора.

И все те перипетии, которые происходят внутри спектакля, задают вопрос: на счастье или на беду? Прямо как в названии постановки.

И если вернуться к формату спектакля, то интересна не только локация, но и то, что это своего рода театральный сериал. Постановка «На счастье или на беду» — это продолжение истории «День 1418-й», который мы видели уже в прошлом году.

Тогда события разворачивались все в том же в маленьком дворике в Орле, где живут наши земляки, наши соседи, и среди них — тот, кто ждал и не дождался, тот, кто вернулся и теперь каждую ночь в бреду зовет давно убитых друзей, тот, кто сутками стоял у станков, и хлебнул оккупации, тот, кто умирал от голода, кто сражался в подполье... Все они — наши матери, жены, братья, мужья и сыновья, ощущали мирное завтра всем своим существом... Но цена, заплаченная за это завтра, была так высока...

Теперь же зрителям решили показать, чтобы произошло с теми же персонажами через 20 лет. И, пожалуй, самой драматичной оказывается история бабы Мани...

При этом спектакль «На счастье или на беду» — вполне самостоятельная картина, которую можно смотреть и без привязки к первой части. В этот двор спустя годы вернулся маленький его обитатель, на глазах которого разворачивался целый сюжет, и даже не один... Серьезный и драматические сцены сменяются веселыми и озорными, а песням, которые звучат со сцены, так и хочется подпевать.

А в театре, тем временем, намекают на продолжение развития этих историй обычного орловского двора. И мы их с нетерпением ждем, ведь такой формат оказался очень даже удачным.

06.06.2021

Автор: Елена Торубарова

Источник: Орловские новости

Купить билет