В театре «Свободное пространство» снова премьера. На этот раз экшен-мюзикла «Маугли 2092» по мотивам сборника рассказов «Книга джунглей» Р. Киплинга
«Маугли 2092» — футуристическое фэнтези, постапокалиптическая, многоуровневая по смыслу притча для взрослых и сказка для детей с антропоморфными зверями, главным героем, в котором каждый наверняка узнает себя, с «хуманизацией» любимых мультипликационных персонажей.
Экология сознания
Действие всем знакомой истории про мальчика Маугли, воспитанного волками в джунглях Индии, перенесено в 2092 год, где на руинах некогда могущественной, воинственной цивилизации, разрушенной атомным взрывом или глобальной техногенной катастрофой, в заброшенных городах-призраках, где в неоновом сумраке ночи тишайшей змеей притаилась смертельная опасность, где хищник немигающим взором, прожигающим тьму, выслеживает наивную жертву, где вначале было не слово, но автоматная очередь, сошлись два враждебных друг другу мира: мир людей и животных.
Остатки человечества готовы вести жестокую борьбу за истощившиеся природные ресурсы, за территорию. Покалеченная природа, смелые, отчаянные звери, ставшие на тропу войны, оказываются под угрозой уничтожения. Их цели благородны, мотивы естественны, но итог их протеста предрешен... Или нет?
Есть ли надежда? Могут ли люди и звери найти общий язык? Способны ли люди вести мирные переговоры? Готово ли человечество признать вину в экологической катастрофе? Эти острые вопросы ставятся режиссером (автор инсценировки и художник спектакля Сергей Пузырев) в собственной версии истории о Маугли, современной по форме, а в смысловом отношении представляющей собой сложное исследование взаимоотношений человека и природы, а также трудностей взросления и самоопределения.
Ландшафт грядущего
Спектакль удачно решен в жанре мюзикла. Композитор — артист Андрей Григорьев. Также он играет в спектакле роль Акелы, вожака стаи волков. С помощью пластики балетмейстер Светлана Щекотихина талантливо передает динамику действия, молодую энергетику, страстную безоглядность героев.
Сильное впечатление производит работа художника по гриму Анастасии Мурашовой. Вместе с Сергеем Пузыревым они создали фантасмагорический ландшафт грядущего, мира антиутопии, где пороки обретают лицо, говорят и действуют.
Визуально постурбанистика и обитатели экзовселенной будущего несколько напоминают мир планеты Пандора из научно-фантастического фильма «Аватар». Кроме того, центральный персонаж там тоже как бы объединяет в себе два мира: людей и гуманоидов, и через поиск взаимопонимания спасает инопланетных жителей и уникальную флору и фауну Пандоры от агрессии землян.
Стиль, яркая образность, тематика спектакля в чем-то перекликаются и с анимационными шедеврами Хаяо Миядзаки. Например, с экологической антиутопией, иллюстрирующей катастрофический результат эксплуатации природных ресурсов человечеством, — «Навсикая из долины ветров»; с «Принцессой Мононокэ» — фильмом о таинственной девушке Сан, выращенной волками, знающей и понимающей мир лесных духов. Древние, проникнутые глубоким символизмом образы сверхъестественных существ японской мифологии, населяющих леса в «Принцессе Мононокэ», тоже, на мой взгляд, вдохновили создателей спектакля.
Такая сложная простота
На первый взгляд, изменения, внесенные в знакомый по рассказам Киплинга сюжет, кажутся кардинальными, но на самом деле они соответствуют духу произведения. Ведь его рассказы полюбили прежде всего за экзотику и апологию экспансии, решительности и отваги, которую писатель противопоставил рутине повседневности и пресыщенной праздности.
Киплинг, родившийся в Индии, тогда британской колонии, и позднее, уже взрослым, проведший там почти семь лет, обладал особой ментальностью. Он первым дал голос жителям колоний. Его произведения таинственным образом позволили почувствовать, что экзотика места и необычные обстоятельства нечто в нас пробуждают, воздействуют на нашу личность. А ведь создатели спектакля как раз и трудились над тем, чтобы зритель XXI века столкнулся с нестандартной ситуацией, оказался в необычных экзотических обстоятельствах.
Главный герой спектакля, пускай и выглядит современно, однако внутренне он тот самый Маугли из произведений Киплинга. Писателю удалось создать образ, который кажется простым, понятным и ребенку, но, в то же время он сложен, многогранен, а потому интересен и взрослому. Эта условная двойственность обращает на себя внимание еще и благодаря тому, что роль Маугли исполняют два артиста: шестилетняя Ярослава Симонова и молодой актер «Свободного пространства» Евгений Винник.
Тигр Шер-Хан, которого играет Игорь Нарышкин, убивает мать Маугли (Ольга Чибисова). Круглого сироту усыновляет волчица Ракша (Ольга Виррийская). И родная мать, и приемная — и человек, и волчица — одинаково сильно любят Маугли, и обе жертвуют собой, спасая его. Таким образом, он оказывается на пересечении двух миров, мира людей и зверей, и лишь благодаря им обоим остается в живых.
Закон Человека
Образ Маугли олицетворяет добро с кулаками. Изначально бесстрашный, веселый, с отличным чувством юмора, он быстро решает любую задачу.
Маугли и ницшеанский герой — сверхчеловек в диапазоне от бога до бандерлога. Он понимает язык животных, а звери не могут вынести его взгляда. В нем уживаются две природы: человека и животного.
В джунглях царит не хаос, а закон. Закону джунглей подчиняется и зверь, и человек, поэтому каждый должен его знать и соблюдать. Тот, кто нарушает закон, обязательно будет наказан. Убивать можно только ради охоты, не ради развлечения. Тигр Шер-Хан преступил закон джунглей и поэтому был жестоко наказан. Хитрый лицемер Табаки (Валерия Жилина) тоже проиграл.
Из соблюдения закона происходит личная честь — единственное, что не позволяет быть подлецом. Этому юного Маугли учат Балу (Альберт Мальцев), Багира (Елена Симонова) и питон Каа (Дмитрий Литвинцев).
Но есть закон выше закона джунглей — закон Человека, который может сознательно направлять свою силу, способствовать созиданию. И когда в финале Маугли, один, безоружный, выходит против вооруженного до зубов отряда солдат и, собирая на груди прицелы всех винтовок, обращается к ним как к себе подобным, которые с ним одной крови и закона, он понимает свою силу и правоту. То же чувствуют друзья-звери, выстраиваясь рядом плечом к плечу.
Дадут ли люди с винтовками миру шанс? Неизвестно.
05.03.2021
Автор: Инга Радова
Источник: Орловский вестник