Волшебная сказка со счастливым финалом

В театре «Свободное пространство» состоялась премьера спектакля «Алкеста» (по произведению автора знаменитых трагедий, греческого поэта Еврипида).

Замахнуться на Еврипида — это, пожалуй, ещё смелее, нежели на Шекспира. Чтобы это была не просто бледная копия древнего представления, а современный, интересный сегодняшнему зрителю спектакль, нужно было найти оригинальную форму. И она была найдена — музыкальная драма, некий любопытный сплав драмы, мюзикла и оперы.
Работали над спектаклем все члены семьи Михайловых. Режиссёр — заслуженный деятель искусств России Александр Михайлов, художник — Мария Михайлова, аранжировка музыки — Александр Михайлов-младший. Также в творческой команде — балетмейстеры заслуженный артист Украины Олег Николаев и Светлана Щекотихина, хормейстер Ольга Селина, педагог по вокалу Валерия Торгова.
И, кажется, впервые в программке первым обозначено имя композитора. И это не случайно, ведь именно музыка тут и главная сила, и главный персонаж. Музыку к спектаклю написала талантливый орловский композитор Ирина Хрисаниди. Спектакль идёт чуть более часа, и две трети времени звучат музыкальные темы. Это очень серьёзная нагрузка на актёров, спектакль трудный и по голосовому напряжению, и по текстовому и музыкальному материалу.
— Когда я писала музыку к спектаклю «Алкеста», я ориентировалась на классические оперы, но старалась вносить греческие мотивы, — говорит Ирина Кирилловна Хрисаниди. — Наверное, то, что во мне течёт греческая кровь, помогло прочувствовать и передать национальные оттенки. Особенно дороги для меня тема любви и прощания с жизнью Алкесты, «слёзы Адмета». Восхищаюсь Сашей Михайловым, который проделал огромную работу, перекладывая мой клавир на инструментальную партитуру, сумел найти необходимые краски, чтобы передать стиль и дух древней греческой музыки.
Образ Алкесты вдохновлял на протяжении многих веков поэтов, драматургов, скульп­торов, композиторов. Ей посвятил свою работу знаменитый скульптор О. Роден («Смерть Алкесты»). Алкеста стала героиней опер Г. Генделя и К. Глюка. Поэму «Алкеста» написал Р. Рильке. Темами греческих трагедий всегда были выпадающие на долю людей несчастья и страдания. Разные авторы называли разные причины. Фатум, гнев богов, расплата за грех. Еврипид же видел причину исключительно в человеческой природе: человеческие невежество, глупость, жадность, честолюбие, жестокость, которые губят как их собственные жизни, так и жизни близких.
Появление древнегреческого автора в афише театра неудивительно. В «Свободном пространстве» всегда жил и продолжает жить дух творческого эксперимента. И то, что выбор пал на Еврипида, вполне объяснимо (и не только потому, что «Алкеста» — одна из любимых пьес супруги режиссёра). В отличие от своего соплеменника и собрата по перу Софокла Еврипиду более интересны люди не такие, какими они должны быть, а каковы они на самом деле. Его персонажи более понятны и близки со всеми своими радостями, слабостями, страхами. Но это вовсе не значит, что у автора нет идеализаций (в хорошем смысле этого слова), нет героев. По-настоящему героически, благородно и мужественно ведёт себя супруга царя Адмета (Сергей Козлов) Алкеста (Ирина Козеева), соглашаясь умереть, чтобы спасти от смерти любимого мужа. Комедийными мазками, но в то же время мощно и колоритно, выписан друг Адмета Геракл (Ростислав Билык). Именно греческий богатырь возвращает Алкесту к жизни, отвоёвывая её у загробных сил.
Впечатляет, как некоторые сцены переданы языком хореографии — борьба Алкесты за жизнь, битва Геракла у входа в ад. Интересна и оригинальна сценография спектакля — строгие и одновременно яркие одежды персонажей, легко трансформирующиеся серебристые кубы, которые служат то ступенями, то мебелью, то зеркалом. Эффектна сцена, когда Алкеста, лежащая на светлой ткани, словно на волнах реки, исчезает в тёмном дверном проёме — входе в мрачную обитель смерти.
Отдельно хочется отметить прекрасную игру Николая Рожкова (Ферет, отец Адмета). В небольшой сцене спора с сыном его персонаж был таким запоминающимся, ярким, объёмным, что вывод напрашивается только один — сыграно первоклассно, мастерски.
Будучи по форме трагедией, по содержанию «Алкеста» является скорее волшебной сказкой со счастливым концом.

09.02.2010

Источник: Орловская правда

Купить билет