В театре «Свободное пространство» состоялась премьера спектакля «Алкеста» (по произведению автора знаменитых трагедий, греческого поэта Еврипида).
Замахнуться на Еврипида — это, пожалуй, ещё смелее, нежели на Шекспира. Чтобы это была не просто бледная копия древнего представления, а современный, интересный сегодняшнему зрителю спектакль, нужно было найти оригинальную форму. И она была найдена — музыкальная драма, некий любопытный сплав драмы, мюзикла и оперы.
Работали над спектаклем все члены семьи Михайловых. Режиссёр — заслуженный деятель искусств России Александр Михайлов, художник — Мария Михайлова, аранжировка музыки — Александр Михайлов-младший. Также в творческой команде — балетмейстеры заслуженный артист Украины Олег Николаев и Светлана Щекотихина, хормейстер Ольга Селина, педагог по вокалу Валерия Торгова.
И, кажется, впервые в программке первым обозначено имя композитора. И это не случайно, ведь именно музыка тут и главная сила, и главный персонаж. Музыку к спектаклю написала талантливый орловский композитор Ирина Хрисаниди. Спектакль идёт чуть более часа, и две трети времени звучат музыкальные темы. Это очень серьёзная нагрузка на актёров, спектакль трудный и по голосовому напряжению, и по текстовому и музыкальному материалу.
— Когда я писала музыку к спектаклю «Алкеста», я ориентировалась на классические оперы, но старалась вносить греческие мотивы, — говорит Ирина Кирилловна Хрисаниди. — Наверное, то, что во мне течёт греческая кровь, помогло прочувствовать и передать национальные оттенки. Особенно дороги для меня тема любви и прощания с жизнью Алкесты, «слёзы Адмета». Восхищаюсь Сашей Михайловым, который проделал огромную работу, перекладывая мой клавир на инструментальную партитуру, сумел найти необходимые краски, чтобы передать стиль и дух древней греческой музыки.
Образ Алкесты вдохновлял на протяжении многих веков поэтов, драматургов, скульпторов, композиторов. Ей посвятил свою работу знаменитый скульптор О. Роден («Смерть Алкесты»). Алкеста стала героиней опер Г. Генделя и К. Глюка. Поэму «Алкеста» написал Р. Рильке. Темами греческих трагедий всегда были выпадающие на долю людей несчастья и страдания. Разные авторы называли разные причины. Фатум, гнев богов, расплата за грех. Еврипид же видел причину исключительно в человеческой природе: человеческие невежество, глупость, жадность, честолюбие, жестокость, которые губят как их собственные жизни, так и жизни близких.
Появление древнегреческого автора в афише театра неудивительно. В «Свободном пространстве» всегда жил и продолжает жить дух творческого эксперимента. И то, что выбор пал на Еврипида, вполне объяснимо (и не только потому, что «Алкеста» — одна из любимых пьес супруги режиссёра). В отличие от своего соплеменника и собрата по перу Софокла Еврипиду более интересны люди не такие, какими они должны быть, а каковы они на самом деле. Его персонажи более понятны и близки со всеми своими радостями, слабостями, страхами. Но это вовсе не значит, что у автора нет идеализаций (в хорошем смысле этого слова), нет героев. По-настоящему героически, благородно и мужественно ведёт себя супруга царя Адмета (Сергей Козлов) Алкеста (Ирина Козеева), соглашаясь умереть, чтобы спасти от смерти любимого мужа. Комедийными мазками, но в то же время мощно и колоритно, выписан друг Адмета Геракл (Ростислав Билык). Именно греческий богатырь возвращает Алкесту к жизни, отвоёвывая её у загробных сил.
Впечатляет, как некоторые сцены переданы языком хореографии — борьба Алкесты за жизнь, битва Геракла у входа в ад. Интересна и оригинальна сценография спектакля — строгие и одновременно яркие одежды персонажей, легко трансформирующиеся серебристые кубы, которые служат то ступенями, то мебелью, то зеркалом. Эффектна сцена, когда Алкеста, лежащая на светлой ткани, словно на волнах реки, исчезает в тёмном дверном проёме — входе в мрачную обитель смерти.
Отдельно хочется отметить прекрасную игру Николая Рожкова (Ферет, отец Адмета). В небольшой сцене спора с сыном его персонаж был таким запоминающимся, ярким, объёмным, что вывод напрашивается только один — сыграно первоклассно, мастерски.
Будучи по форме трагедией, по содержанию «Алкеста» является скорее волшебной сказкой со счастливым концом.
09.02.2010
Источник: Орловская правда