Спектакли, потрясающие чувства, в «Свободном пространстве» не редкость
Идея поставить в орловском театре спектакль по пьесе Мрожека «Бойня» принадлежит господину Тадеушу Жепецки (он — генеральный директор ЗАО «БиотонВосток» и спонсор спектакля). Значит, то, что происходит с нравственностью, заботит и людей бизнеса. Утешительный факт!
Более 20 лет прошло со времени написания Славомиром Мрожеком радиопьесы «Бойня». Но каких лет! Теперь кажется, что само Время отдало свою гениальность за право существовать. Само Время обратилось мясником.
Более месяца прошло со дня премьеры, но я все еще не отошла от шока. В начале было Слово? Но как не мог Творец предугадать, ЧЕМ это слово...
Первые чувства — боль и отчаяние. И больше ничего. Абсурд, равный реальности. Абсурд более разумный, чем реальность, поскольку сконцентрирован для удара. В реальной жизни он раздроблен, разбрызган и потому его ошметья падают на голову всегда неожиданно.
Спектакли, потрясающие чувства, в «Свободном пространстве» не редкость. «Бойня» — из их разряда и по заданному материалу, и по мастерству игры занятых актеров. Но присутствие на премьере польского консула, именитых критиков и театральных деятелей придало событию рождения нового спектакля особый вес.
Поставил спектакль Гжегож Мрувчиньски — главный специалист Института имени Адама Мицкевича, который занимается пропагандой польской культуры за рубежом. Пан Гжегож на родине всегда был востребованным режиссером, немало работал и в театрах СССР.
...Каждый видит мир на уровне своей готовности к восприятию. Мир юноши, в принудительном порядке целыми днями пиликающего на скрипке в замкнутом пространстве комнаты под строгим маминым присмотром, — каким он может быть? И как он воспримет любое явление и событие реальной жизни?
Но есть законы бытия, и нарушающему их по заслугам и воздастся. Неправильно выращенный и неправильно воспитанный матерью-эгоисткой (заслуженная артистка России Нонна Исаева) герой пьесы (Дмитрий Зайцев) и в свободу свою входит неправильно, не по-людски. Бремя гениальности нести нелегко и тому, кто одарен ею от рождения. Свалившаяся же как результат обмена, она окончательно сбивает молодого человека с толку: он мечется между антагонистическими нравственными категориями, не находя золотой середины.
Вот только почему весь мир людей разумных мечется вместе с ним? Почему он (мир) с легкостью и восторгом принимает правила игры, заданные неопытным юнцом? Только ли потому, что на него сделана ставка? Или каждый из нас готов обменять высокое на низменное и вместо музыки с наслаждением слушать блеяние и мычание безмозглого стада, ведомого на убой, и с еще большим наслаждением наблюдать как его забивают.
...А ведь похоже, что это так! Во время «круглого стола», который после премьеры состоялся в театре, кто-то заметил: «Сегодня спектакль воспринимается не как абсурд, а как репортаж». Да. Увы.
И не абсурдно ли испытывать восторг, наблюдая происходящие на сцене метаморфозы? Но мы восхищались. Лаконичностью декораций. Игрой актеров — их персонажи абсолютно достоверны, а реплики падают с уст, как будто только что родились в их сознании. А потом забыли, где находимся, и когда из-за кулис выбежали бравые молодчики в камуфляже и заблокировали выходы, поверили и мгновенно пережили чувства людей в момент захвата «Норд-Оста»... И визг циркулярной пилы для разделки туш уже за закрывающимся занавесом вызвал кратковременный, но сильный шок: вдруг отнялись руки.
Это и есть самое главное, самое сильное и самое страшное в театре — способность увести зрителя из мира реального в мир вымышленный, будь то драма, комедия, трагедия или (упаси Бог!) — абсурд...
26.04.2006
Автор: Елена Бородина
Источник: Орловский вестник