Восторг абсурда, абсурд восторга

Спектакли, потрясающие чувства, в «Свободном пространстве» не редкость

Идея поставить в орловском театре спектакль по пьесе Мрожека «Бойня» принадлежит господину Тадеушу Жепецки (он  генеральный директор ЗАО «БиотонВосток» и спонсор спектакля). Значит, то, что происходит с нравственностью, заботит и людей бизнеса. Утешительный факт!

Более 20 лет прошло со времени напи­сания Славомиром Мрожеком радиопьесы «Бойня». Но каких лет! Теперь кажется, что само Время отдало свою гениальность за право существовать. Само Время обра­тилось мясником.

Более месяца прошло со дня премьеры, но я все еще не отошла от шока. В начале было Слово? Но как не мог Творец преду­гадать, ЧЕМ это слово...

Первые чувства — боль и отчаяние. И боль­ше ничего. Абсурд, равный реальности. Аб­сурд более разумный, чем реальность, по­скольку сконцентрирован для удара. В ре­альной жизни он раздроблен, разбрызган и потому его ошметья падают на голову все­гда неожиданно.

Спектакли, потрясающие чувства, в «Свободном пространстве» не редкость. «Бойня» — из их разряда и по заданному материалу, и по мастерству игры занятых актеров. Но присутствие на премьере польского консула, именитых критиков и театральных деятелей придало событию рождения нового спектакля особый вес.

Поставил спектакль Гжегож Мрувчиньски — главный специалист Института име­ни Адама Мицкевича, который занимается пропагандой польской культуры за рубежом. Пан Гжегож на родине всегда был востребо­ванным режиссером, немало работал и в те­атрах СССР.

...Каждый видит мир на уровне своей го­товности к восприятию. Мир юноши, в при­нудительном порядке целыми днями пили­кающего на скрипке в замкнутом простран­стве комнаты под строгим маминым при­смотром, — каким он может быть? И как он воспримет любое явление и событие ре­альной жизни?

Но есть законы бытия, и нарушающему их по заслугам и воздастся. Неправильно выращенный и неправильно воспитанный матерью-эгоисткой (заслуженная артист­ка России Нонна Исаева) герой пьесы (Дмитрий Зайцев) и в свободу свою входит неправильно, не по-людски. Бремя гениаль­ности нести нелегко и тому, кто одарен ею от рождения. Свалившаяся же как резуль­тат обмена, она окончательно сбивает моло­дого человека с толку: он мечется между антагонистическими нравственными кате­гориями, не находя золотой середины.

Вот только почему весь мир людей ра­зумных мечется вместе с ним? Почему он (мир) с легкостью и восторгом принимает правила игры, заданные неопытным юнцом? Только ли потому, что на него сделана ставка? Или каждый из нас готов обменять высокое на низменное и вместо музыки с наслаждением слушать блеяние и мычание безмозглого стада, ведомого на убой, и с еще большим наслаждением наблюдать как его забивают.

...А ведь похоже, что это так! Во время «круглого стола», который после премье­ры состоялся в театре, кто-то заметил: «Се­годня спектакль воспринимается не как аб­сурд, а как репортаж». Да. Увы.

И не абсурдно ли испытывать восторг, наблюдая происходящие на сцене метамор­фозы? Но мы восхищались. Лаконичнос­тью декораций. Игрой актеров — их персонажи абсолютно достоверны, а реплики падают с уст, как будто только что роди­лись в их сознании. А потом забыли, где находимся, и когда из-за кулис выбежали бравые молодчики в камуфляже и заблокировали выходы, поверили и мгновен­но пережили чувства людей в момент зах­вата «Норд-Оста»... И визг циркулярной пилы для разделки туш уже за закрывающимся занавесом вызвал кратковременный, но сильный шок: вдруг отнялись руки.

Это и есть самое главное, самое сильное и самое страшное в театре — способность увести зрителя из мира реального в мир вымышленный, будь то драма, комедия, трагедия или (упаси Бог!) — абсурд...

26.04.2006

Автор: Елена Бородина

Источник: Орловский вестник

Купить билет