Западная классика ХХ века представлена впечатляющей работой: «Танго» Мрожека в постановке соотечественника автора Гжегожа Мрувчиньски
Это часть замысловатого — просветительского и в то же время исследовательского — проекта театра «Свободное пространство», который у себя в Орле практикует сезоны той или иной страны, выбирая самые значимые пьесы и приглашая режиссеров из этих стран. Подход к тому же прагматичный, поскольку позволяет привлечь средства иностранцев, заинтересованных в пропаганде своих авторов, — но что ж делать, когда на своих родная власть не торопится выделять необходимые суммы.
По выверенности режиссерских построений «Танго» — один из памятных спектаклей, жаль только, что ощутима заданность, жесткость, что воспринимается почти как дрессура, оставляющая мало места актерским импровизациям. Одной только Маргарите Рыжиковой, актрисе фантастического диапазона и безудержной дерзости, удалось сыграть, помимо конкретного персонажа конкретной истории, еще и обобщение женской судьбы и женского характера, где очаровательное легкомыслие неприметно переходит во вздорность, а столь естественная жалость, потребность заботиться о ком-то заставляет равно голубить и мужа, и любовника.
И, разумеется, злость берет, когда вспоминаешь о доморощенных наших производителях «чернухи»: у Мрожека ведь картина страшная, преображение праведника в диктатора, на смену которому идет им же вышколенный палач. Прекрасный, казалось бы, образчик для наших драматургов: абсурд здесь соседствует с бытом, из него вырастает, снимая безысходность забавными деталями, и в итоге оставляет публике надежду — хотя бы остротой произведенного анализа. После «Танго» смотреть отечественные образцы лжегражданской псевдодраматургии — пытка.
02.03.2009
Автор: Геннадий Дёмин
Источник: Страстной бульвар, 10