Взрослые дети

В орловском театре «Свободное пространство» состоялась премьера спектакля «Взрослые дети» (по пьесе Нила Саймона). Режиссер спектакля — Александр Михайлов, художник — Виктор Панков

— По-моему, театр «Свободное пространство» нас, зрителей, избаловал, — сказала я после премьеры своей спутнице. — Мы настолько привыкли к постановкам, вызывающим восторг, что обычный, вполне крепенький спектакль нам кажется не очень удавшимся.

Однако когда что-то «кажется» — это, как правило, неспроста.

Что же смутило прежде всего? То, что порой было просто скучно. Не хотелось ни смотреть на героев, ни слушать их по-американски простенькие диалоги.

— О, Элан!
— О, Пэгги!..
— О, Элан!
— О, Сонни!..

Нил Саймон считается одним из известнейших американских комедиографов. Пьеса «Взрослые дети» (в оригинале — «Come Blow Your Horn») — первая комедия драматурга. Она была успешно поставлена на Бродвее в 1961 году.

Свою первую пьесу Саймон написал совместно с младшим братом Дэнни. В ней много автобиографических моментов, и главные герои ее — тоже два брата.

Сыновья не хотят продолжать дело отца — владельца фабрики по изготовлению восковых фруктов. Сыновья хотят жить красиво и в свое удовольствие, встречаться с девчонками и не зависеть от родителей. Папа кричит: «Бездельники!». Мама старается накормить кашкой. Такие вот семейные дела.

— Ну и что в этом смешного? — спросите вы.

У Нила Саймона — сына эмигрантов из Одессы — своеобразный юмор. В повседневной жизни многое и часто казалось ему смешным и нелепым. У Саймона вообще было обостренное чувство юмора. Однажды в детстве его выставили из кинотеатра, где шла картина Чарли Чаплина, за чересчур шумную зрительскую реакцию — хохот и падение с кресла.

Нет, в спектакле есть смешные моменты, но они в большинстве своем какие-то слишком «мелководные». И если на глубину пьеса (и соответственно актерская игра) не претендует, то образной объемности (которая еще ни одной комедии не повредила) все же хотелось бы.

Однако глубоко, объемно, трогательно, естественно и при этом смешно, на мой взгляд, получилось лишь у актрисы Татьяны Шмелёвой (миссис Беккер). Актер Николай Рожков (мистер Якоб Беккер) был интересен, но играл как-то чрезмерно, фарсово. А вот Стасу Иванову (Элан), наоборот, красок как будто бы не хватило. Тускловато для главного героя пьесы.

По-актерски симпатично смотрелся на сцене Сергей Горбачев (Бадди). Актер играл динамично и обаятельно. Хотя порой тоже «фарсировал».

В спектакле был забавный момент, когда старший брат Элан предложил Бадди виски. И тот, прежде чем выпить, чисто по-русски выдохнул. Это двадцатилетний американский юнец-то?

Знаете, это, пожалуй, символично. Ну тесно широкой русской душе (тем более — актерской) в рамках американской эстетики. И юмор у этих американишей какой-то не очень смешной, и глубина какая-то поверхностная. Не развернешься.

В связи с этим назревает вопрос: а оно нам надо? Ну и что, что «впервые на российской сцене первая комедия Саймона». И киркоровский мюзикл «Чикаго» (на который уже никто идти не хочет) тоже был впервые.

И ежели откровенно: уже тошнит от всего американского — от долларов, американской мечты, полосатого флага и «рогатой» Свободы. Даже если художник-постановщик делает из этого пресловуто-знаменитого «статуя» прикольную вешалку для одежды.

10.02.2004

Автор: Анжела Сазонова

Источник: Орловская правда

Купить билет