22 сентября в «Свободном пространстве» состоялся первый показ мюзикла «Яга»
Как только театр начал делиться секретами постановки, стало понятно, что зрителю предстояло увидеть что-то необычное. Но премьера превзошла все ожидания.
Близки к канонам
Признаюсь сразу: к идее мюзикла на тему славянского фольклора я относилась настороженно. Были сомнения, что постановка будет отображать поверхностные представления о верованиях наших предков. Однако моим опасениям не суждено было сбыться.
Постановщики довольно ловко и грамотно обошлись с мифологическим наследием славян. Очевидна кропотливая работа с научными изысканиями в этой области. Так, многим орловцам мало что известно о Велесе, кроме того, что он «скотий бог». А в мюзикле упоминается, что он считался владыкой Пекельного царства (мира мертвых), мог оборачиваться в медведя и, по славянским поверьям, был возлюбленным Яги.
Образ Яги тоже соответствует каноническому. Известный фольклорист Александр Афанасьев выделял три черты, которые были присущи ведунье. Две из них отображены в постановке: в спектакле Яга предстает и воительницей, и помощницей...
Сказочный сюжет
Пожалуй, довольно анализа с точки зрения фольклористики. Перейдем к художественной стороне. Здесь тоже есть чем восторгаться. Сюжет мюзикла содержит сразу несколько тем: здесь и любовные переживания, и остросоциальные элементы (нетерпимость к людям, чем-то выделяющимся из толпы).
Невзрачная дочка мельника Яга (Елена Симонова) терпит постоянные насмешки и издевательства со стороны односельчан. С рождения она хромает, да и тяжкий труд не дает ей «расцвести». На стороне девушки только бабушка Беляна (заслуженная артистка РФ Маргарита Рыжикова) и Марья-торговка (Ирина Агейкина).
Но в одну ночь все меняется: дочь мельника спасает из ловушки птицу-гамаюн (Валентин Тюрин). В награду та приводит ее к богине Маре (Ольга Чибисова), от которой храбрая девушка получает драгоценные дары. Помимо здоровья (Яга больше не хромает), у героини появляются магические силы и способность к ведовству.
Актеры на высоте
Яга в мюзикле предстанет и незаметной затворницей, и яркой красавицей. Елене Симоновой очень идет быть Ягой. Есть в артистке эта языческая красота, сила, непокорность, да и черный цвет ей невероятно к лицу.
Милая бабуля Маргариты Рыжиковой не раз заставила от души посмеяться. Добрая, простая и бесхитростная, Беляна не лишена любопытства.
Ольга Виррийская порадовала появлением в образе капризной и эгоистичной княжеской дочки Забавы. Среди предыдущих ролей актрисы преобладают положительные персонажи, на самовлюбленную красотку в ее исполнении смотреть интересно.
Вообще, «Яга» — одна из самых массовых постановок на сцене «Свободного пространства». В мюзикле задействовано более 20 участников труппы, в том числе и молодые актеры Илья Благовидов и Данила Маскаев. Вместе с Иваном Беликовым и Евгением Винником они сыграли «двоих из ларца».
Сделано с любовью
Идея поставить мюзикл возникла у актера и музыканта театра Андрея Григорьева. «Сюжет пришел мне в голову два года назад. Давно хотелось поработать со славянскими мотивами», — вспоминает автор.
Он поделился задумкой с Марией Малаухиной, которая впоследствии написала к «Яге» либретто (текст произведения). После этого материал отправился к режиссеру Дарье Борисовой. Эта работа стала ее дебютом на орловской сцене. По словам Дарьи, постановку она готовила с любовью.
Да и вся постановочная команда вложила максимум знаний и умений в подготовку спектакля. Так, невозможно не отметить работу художника по свету Ивана Виноградова и его ассистентов. Причудливые цветные узоры, лучики солнца — световые решения мюзикла отлично гармонируют с музыкальным сопровождением. В постановке использовано более 500 световых переходов.
Отдельное браво хореографу-постановщику Ирине Кашуба. Постановка очень динамичная, сложная технически. Танцевальные номера (а их более десятка) имеют уникальную хореографию — стилизованы под фольклорные праздники или обряды. По словам Ирины, самыми непростыми из номеров были гуляния в ночь на Ивана Купалу.
Нельзя обойти вниманием и работу художников по костюмам. «Моей задачей было совместить традиционную стилистику с фантазийностью и придать им нотку современности», — поделилась художник Анастасия Терехова. И с этим она отлично справилась. Чего только стоят костюмы Яги: модный кожаный кокошник, оригинальный пояс!.. Запоминающимися вышли и образы богини Мары, ее плетеный наряд и грим, и образ Велеса (Максим Громов).
Весь спектакль меня не покидало ощущение бегающих мурашек. Чарующий вокал, фольклорные песни, яркая хореография — все вместе составляло идеальную картину, от которой трудно отвести глаза. Два с половиной часа, что длилась постановка, пролетели на одном дыхании.
Для «Свободного пространства» «Яга», определенно, это новый этап. Такую постановку стоит показать и на гастролях, чтобы как можно больше жителей страны увидели эту историю — местами жесткую, с неоднозначным финалом, но такую яркую, честную, основанную на нашем фольклорном наследии.
02.10.2023
Автор: Наталья Синицына
Источник: Орловский вестник