«Яга» покоряет орловцев

22 сентября в «Свободном пространстве» состоялся первый показ мюзикла «Яга»

Как только театр начал делиться секретами постановки, стало понятно, что зрителю предстояло увидеть что-то необычное. Но премьера превзошла все ожидания.

Близки к канонам

Признаюсь сразу: к идее мюзикла на тему славянского фольклора я относилась настороженно. Были сомнения, что постановка будет отображать поверхностные представления о верованиях наших предков. Однако моим опасениям не суждено было сбыться.
Постановщики довольно ловко и грамотно обошлись с мифологическим наследием славян. Очевидна кропотливая работа с научными изысканиями в этой области. Так, многим орловцам мало что известно о Велесе, кроме того, что он «скотий бог». А в мюзикле упоминается, что он считался владыкой Пекельного царства (мира мертвых), мог оборачиваться в медведя и, по славянским поверьям, был возлюбленным Яги.
Образ Яги тоже соответствует каноническому. Известный фольклорист Александр Афанасьев выделял три черты, которые были присущи ведунье. Две из них отображены в постановке: в спектакле Яга предстает и воительницей, и помощницей...

Сказочный сюжет

Пожалуй, довольно анализа с точки зрения фольклористики. Перейдем к художественной стороне. Здесь тоже есть чем восторгаться. Сюжет мюзикла содержит сразу несколько тем: здесь и любовные переживания, и остросоциальные элементы (нетерпимость к людям, чем-то выделяющимся из толпы).
Невзрачная дочка мельника Яга (Елена Симонова) терпит постоянные насмешки и издевательства со стороны односельчан. С рождения она хромает, да и тяжкий труд не дает ей «расцвести». На стороне девушки только бабушка Беляна (заслуженная артистка РФ Маргарита Рыжикова) и Марья-торговка (Ирина Агейкина).
Но в одну ночь все меняется: дочь мельника спасает из ловушки птицу-гамаюн (Валентин Тюрин). В награду та приводит ее к богине Маре (Ольга Чибисова), от которой храбрая девушка получает драгоценные дары. Помимо здоровья (Яга больше не хромает), у героини появляются магические силы и способность к ведовству.

Актеры на высоте

Яга в мюзикле предстанет и незаметной затворницей, и яркой красавицей. Елене Симоновой очень идет быть Ягой. Есть в артистке эта языческая красота, сила, непокорность, да и черный цвет ей невероятно к лицу.
Милая бабуля Маргариты Рыжиковой не раз заставила от души посмеяться. Добрая, простая и бесхитростная, Беляна не лишена любопытства.
Ольга Виррийская порадовала появлением в образе капризной и эгоистичной княжеской дочки Забавы. Среди предыдущих ролей актрисы преобладают положительные персонажи, на самовлюбленную красотку в ее исполнении смотреть интересно.
Вообще, «Яга» — одна из самых массовых постановок на сцене «Свободного пространства». В мюзикле задействовано более 20 участников труппы, в том числе и молодые актеры Илья Благовидов и Данила Маскаев. Вместе с Иваном Беликовым и Евгением Винником они сыграли «двоих из ларца».

Сделано с любовью

Идея поставить мюзикл возникла у актера и музыканта театра Андрея Григорьева. «Сюжет пришел мне в голову два года назад. Давно хотелось поработать со славянскими мотивами», — вспоминает автор.
Он поделился задумкой с Марией Малаухиной, которая впоследствии написала к «Яге» либретто (текст произведения). После этого материал отправился к режиссеру Дарье Борисовой. Эта работа стала ее дебютом на орловской сцене. По словам Дарьи, постановку она готовила с любовью.
Да и вся постановочная команда вложила максимум знаний и умений в подготовку спектакля. Так, невозможно не отметить работу художника по свету Ивана Виноградова и его ассистентов. Причудливые цветные узоры, лучики солнца — световые решения мюзикла отлично гармонируют с музыкальным сопровождением. В постановке использовано более 500 световых переходов.
Отдельное браво хореографу-постановщику Ирине Кашуба. Постановка очень динамичная, сложная технически. Танцевальные номера (а их более десятка) имеют уникальную хореографию — стилизованы под фольклорные праздники или обряды. По словам Ирины, самыми непростыми из номеров были гуляния в ночь на Ивана Купалу.
Нельзя обойти вниманием и работу художников по костюмам. «Моей задачей было совместить традиционную стилистику с фантазийностью и придать им нотку современности», — поделилась художник Анастасия Терехова. И с этим она отлично справилась. Чего только стоят костюмы Яги: модный кожаный кокошник, оригинальный пояс!.. Запоминающимися вышли и образы богини Мары, ее плетеный наряд и грим, и образ Велеса (Максим Громов).
Весь спектакль меня не покидало ощущение бегающих мурашек. Чарующий вокал, фольклорные песни, яркая хореография — все вместе составляло идеальную картину, от которой трудно отвести глаза. Два с половиной часа, что длилась постановка, пролетели на одном дыхании.
Для «Свободного пространства» «Яга», определенно, это новый этап. Такую постановку стоит показать и на гастролях, чтобы как можно больше жителей страны увидели эту историю — местами жесткую, с неоднозначным финалом, но такую яркую, честную, основанную на нашем фольклорном наследии.


Справка «ОВ»

Премьера мюзикла «Яга» стала для Орла значимым событием. На днях один из ресторанов города презентовал одноименный напиток на основе иван-чая, крапивы, березового сока и других ингредиентов. Идеей вдохновились и местные художники, создавшие коллекцию украшений, которую представили на премьере постановки. Так «Яга» всколыхнула культурную жизнь города.

02.10.2023

Автор: Наталья Синицына

Источник: Орловский вестник

Купить билет