За 30 лет на сцене орловского театра Елена Шигапова не разучилась быть смешной

Сыграв более 80-ти ролей в спектаклях театра для детей и молодёжи, заслуженная артистка России Елена Шигапова подошла к своему творческому юбилею с ярким набором главных ролей

Многие помнят её в образе бойкой дивчины Оксаны из гоголевской «Ночи перед Рождеством», спектакль включён в текущий репертуар, и орловский зритель может его увидеть не только в новогодние дни.

В своё время в театре не было мюзикла, водевиля или музкомедии, где не сыграла бы Елена Шигапова. Пластичная и музыкальная, она чувствовала себя в родной стихии — не случайно представители прессы однажды окрестили её «актрисой всех октав».

Такие разные Золушки...

— Елена, Вы заметили закономерность (или случайность?), что начав с роли сказочной Золушки в 1992 году, та девятнадцатилетняя Леночка, выпускница Днепропетровского театрального училища, за 30 лет служения на орловской сцене сыграла, кажется, все возможные вариации этой темы в мировой драматургии?

— Интересный поворот... Я как-то прежде не обращала внимания на эти совпадения.

Первая моя Золушка была далека от классической сказочной версии. Скорее, из истории про девчонку из соседнего двора. Золушка была близорукая, в очках. Все декорации представляли собой окна со шторками, которые не вовремя раздувались ветром, вызывая незапланированную реакцию маленьких зрителей. Это был выездной спектакль, показывали его больше в пионерских лагерях, в полевых условиях. Такой нескончаемый марафон. По факту — боевое крещение. И мои представления о творчестве были серьёзно поколеблены. Потом этот спектакль возили на новогодние праздники в Москву. В какой-то момент я даже подумала: «А ту ли профессию я выбрала?» — слишком далеки оказались мои студенческие мечты о «жизни артистки»...

— Судя по репертуару, вам довелось играть немало несостоявшихся Золушек. Чего стоит роль прагматичной американки — в знаменитой пьесе Гибсона «Двое на качелях», чей «принц» оказался уценённым. Или трагический образ «Золушки с панели», страдающей по мотивам киносценария мэтра итальянского кино Федерико Феллини — в спектакле «Ночи Кабирии». Но были и метаморфозы чудесного преображения. Например, в истории о филологе-джентльмене, подобравшем на дне жизни косноязычную продавщицу цветов. Вышколил, как «настоящую леди». Влюбился — женился (мюзикл по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» с любимым женским хэппи-эндом).

Как думаете, зачем судьба предложила вам этот вечный образ в столь разных ипостасях?

— Наверное, чтобы я ещё сильнее укрепилась в своей вере в чудо!? Верю в любовь. И в светлое человеческое предназначение — оно существует.

— «Золушки в условиях дефицита фей и подарков судьбы» — это исключение из правил? Или современному миру принципиально неинтересно «счастье на блюдечке», и добывать его женской половине отведено в сражениях с обстоятельствами и самими собой?

— Театр даёт картинку того и другого. Есть «правда жизни», а есть «сон золотой». Каждому зрителю по его запросу. Человеку по-прежнему, во все времена мечтается, чтобы лучшее в его жизни... «случилось». Но в душе он понимает, что правильнее опереться на собственные усилия, на труд, саморазвитие. Так надёжнее...

— Как вы думаете, о каком подарке мечтает современная Золушка, близко к сердцу принявшая мировые события дня?

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Орловскому музею изобразительных искусств — 63 года

— Мечтает, чтобы рядом оказалась всесильная Фея, крёстная, у которой можно было бы попросить, чтобы люди во всём мире отказались от ненависти друг к другу, амбиций, несогласий по каким-то вопросам. Во имя мира на нашей прекрасной планете. Чтобы они говорили на одном языке: языке любви, сострадания и милосердия.

Не заслужила забвения

— Помню ваш спектакль-концерт «И для меня придёт весна...». Можно Анастасию Вяльцеву, популярную исполнительницу русских романсов начала прошлого века, по фактам судьбы назвать «поющей орловской Золушкой»? Она ведь из крестьянской дочери стала миллионершей...

— Однажды, готовя романсовую программу, я наткнулась на любопытные материалы об этой певице. Анастасию Вяльцеву называли ещё и «последней Золушкой Российской империи». Она родилась в Орловской губернии в конце XIX века в беднейшей крестьянской семье, но благодаря своему удивительному дарованию и трудолюбию во время Первой Мировой войны стала одной из самых влиятельных женщин России.

Я была поражена этой удивительной судьбой. Историей её творческого становления. Романтической и полной драматизма любовью. Её отношением к родине. Трагедией раннего ухода... Певицу отличала какая-то благодарная и сострадательная любовь к народу. Мало кто сегодня помнит, но эта певица собрала на собственные средства санитарный поезд и сама отправилась на фронт в качестве санитарки. Представьте, тогда Анастасия Вяльцева была звездой вроде нашей Аллы Пугачёвой...

А её завещание? Большую часть денег, средства ото продажи её нарядов, драгоценностей она просила направить на устройство приюта для женщин и детей. Заслужила ли она забвение? Конечно, нет.

Так у меня родилась идея сделать спектакль. Воплотить её помогли Марина Наумовна Соколова (она написала пьесу) и режиссёр Сергей Пузырёв.

— После вашего бенефиса я слышала отзывы — зрителям (и мне тоже!) захотелось побольше узнать об Анастасии Вяльцевой, секрете её популярности. Казалось бы, шла страшная война, но именно её бесхитростные романсы согревали публику, которая стосковалась по простым человеческим опорам...

А какой урок вам преподала работа над этой ролью?

— (Задумалась). Наверное, не бояться рисковать и браться за невыполнимые, на первый взгляд, задачи. Пришло понимание, что всё, за что берёшься, должны тебя не только волновать, но и нести созидательный посыл.

В спектакле мне довелось исполнить 13 самых популярных романсов XIX-ХХ веков. И практически я не уходила со сцены, работала без пауз. Первоначально это мне казалось даже технически невыполнимой задачей...

Но я счастлива, что это проект состоялся. Кстати, в нём занята удивительный человек, композитор Ирина Хрисаниди, она сыграла аккомпаниатора.

Дорога в артистки

— Елена, существует целый ряд стереотипов; один из них: «КАЖДАЯ девочка мечтала в детстве стать актрисой...» В моём окружении, к слову, не было ни одного такого случая, хотя все мы играли в школьных спектаклях, создавали уличный «театр», «давали концерты». В вашей реальности, какая дорога вела вас «в артистки»?

— В человеке, думаю, от колыбели заложены определённые таланты. Сама я с детства любила петь, декламировать; выбрала художественную гимнастику, танцевала бальные и народные танцы. И когда стало получаться, оказалось, проснулось желание чем-то поражать окружающих.

Есть ведь дети, которым нравится привлекать к себе внимание окружающих. А есть те, кто, напротив, хочет уйти в тень. И в прекрасном Советском Союзе нашего детства для раскрытия творческих способностей было множество возможностей: дома пионеров, секции, куда мы сами, без участия взрослых, записывались и ходили бесплатно. Занимайся — не хочу!

Возможно, какие-то гены предков во мне проснулись: дедушка пел в хоре, а прадед закончил Академию художеств им. Мухиной в Санкт- Петербурге.

— Кто были ваши учителя?

— Сначала — жизнь. Детство в Восточной Украине, в Запорожье запомнилось морем, теплом, абрикосами... Абсолютным ощущением защищённости и уверенности в завтрашнем дне. «Светлое будущее в семье братских народов» не было тогда лозунгом, мы, дети, это чувствовали кожей. Мне было 12, когда мама уехала на дальний Восток в поисках достойной работы, а я, абсолютно самостоятельная, осталась с бабушкой. Когда пришло время, отправилась в Днепропетровск, сама выбрала театральное училище, с 15 лет жила в общежитии.

Знаете, о чём нас тогда предупреждали педагоги? О том, что наша работа в театре вряд ли принесёт нам большие деньги; что, возможно, профессия заставит пожертвовать семьёй; но это будет служение!..

С 19 лет — работала, сама себя содержала. Всё это закалило характер: когда все жизненно важные решения принимаешь самостоятельно, сама себя контролируешь — и претензии предъявить некому...

— А у кого вы учились в театре?

— По моим ощущениям, орловский театр «Свободное пространство», которому в прошлом году исполнилось 45 лет, с начала 90-х годов только по незнанию мог называться «провинциальным». Он был прогрессивным, продвинутым, современным. С мощной труппой, яркими личностями. Важно было всё: их опыт, их мироощущение.

Мы не пропускали ни одного чужого премьерного или фестивального спектакля. Сравнивали различные театральные направления. Работали с мощными приглашёнными режиссёрами Г. Тростянецким, Г. Цхверавой, С. Лосевым, А. Каневским (у каждого — своя школа).

Главными моими учителями стали замечательные орловские актёры Марина Соколова, Владислав Трахтенберг, Анатолий Ващенко, Татьяна Борисова, Татьяна Шмелёва, Нонна Исаева, Олег Семичев.

Время было потрясающим! Со спектаклями «Белый клык» и «Рикки-Тикки-Тави» (с огромным успехом они прошли в Орле), мы побеждали на российских фестивалях. Труппа побывала с гастролями даже в Америке, Испании и Турции. Играли на испанском, на английском. Это был необыкновенный опыт!

Роли, которые меняют сознание

— В театре для детей важно сохранить искреннюю детскость в себе... Удалось, жизнь вас не засушила? И какой «зоопарк» можно составить из ваших ролей в спектаклях для детей?

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Орловцев просят показать своих женщин

— ОООООООООО! Мне нравится быть смешной! Обожаю роли с улыбкой, те, что вызывают безусловную симпатию у зрителя.

А «зоопарк» давайте посчитаем: играла на сцене Куропатку, Волчицу, Щенка, Кота, Зайчиху и Зайку-зазнайку, красивую Антилопу. Символы года в новогодних интермедиях, их не счесть. Легкомысленную Бабочку во взрослом философском спектакле «Из жизни насекомых». Детские спектакли — это витамин радости.

— Вы различаете роли любимые и «приёмные»? Чем они отличаются для вас?

— Пока работаю над образом (даже если не очень нравится материал) — стараюсь найти, на что откликнется душа. Моя, зрителя... Без этого никак.

Но есть роли, которые меняют сознание, они самые любимые. Одной из них стала для меня Эдит Пиаф в спектакле «Мой легионер». Когда встречаешься с такой знаковой личностью (к тому же моим кумиром), первое, что возникает — робость, страх. Играть Эдит Пиаф? Да ещё и петь на французском языке? Смогу — не смогу? Это был вызов!

Над материалом со мной много работал режиссёр Александр Михайлов — правили текст, дополняли, привносили своё. И он помог преодолеть сомнения. Формула была такая: лучше провалиться, чем не использовать такой шанс и потом жалеть всю жизнь. Артист не должен бояться стереотипа. Ты имеешь право отыскать свою нить образа.

Эта роль открыла для меня очень важную вещь: не так важна внешность человека, если он может преобразиться благодаря своей наполненности, светлой внутренней силе, драматизму сопереживания.

Почему эта маленькая, невзрачная женщина-ребёнок Эдит Пиаф оказалась на гребне мировой славы? Потому, что была магнетически притягательной. Важен энергетический заряд!

Не опускать руки!

— Сегодня, когда люди ещё не успели прийти в себя после коронавирусного марафона, оказываются в серьёзном экономическом кризисе. Какие качества характера сценических героинь помогут выстоять, сохранить себя и близких?

— Я не могу давать советы. Наверняка у театральных героинь они есть. Это те качества, которые помогают поддерживать веру в человека, как существо высшего порядка. Веру в бескорыстную любовь. Помогают растерявшемуся обрести себя. Раздавленному обстоятельствами — восстать из пепла. Оставаться верным своей внутренней совести.

У Льва Толстого читаю: «Все хотят изменить мир. Но никто не хочет меняться сам». В преддверии праздника хочу пожелать всем женщинам сохранять в себе такой моторчик внутреннего преображения.

Сняты ограничения на посещение театра, чему мы очень рады — наш зритель снова с нами! Приглашаю посмотреть лёгкую, праздничную, остроумную «Хануму», где у меня роль Кабато, одной из свах. Что подсказывает её опыт? Маленьким кораблям, чтобы выживать среди больших лайнеров, приходится лавировать. И главное, не опускать руки!

08.03.2022

Автор: Ольга Кононенко

Источник: Сетевое издание ОрёлТаймс

Купить билет