За стеклом

История семьи, рассказанная в «Стеклянном зверинце», очень автобиографична

Говорят, что драматург Т. Уильяме часто оставался недоволен театральными постановками своих пьес, жаловался на то, что публика его не понимает. Что ж, видно, не так просто понять образ мыслей человека, прожившего полжизни на грани безумия. Хотя, казалось бы, куда уж резче и обнажённей изображать человеческие характеры, чтобы публика увидела, поняла и ... оторопела: «Господи! Да это же я!» Думаю, не один человек узнает себя в ком-нибудь из героев спектакля «Стеклянный зверинец» (по Т. Уильямсу). Поставленного на сцене орловского театра «Свободное пространство» режиссёром из Санкт-Петербурга Натальей Черных.

Сразу надо сказать, спектакль — тяжёлый, из числа тех, чьё воздействие принято называть катарсисом. То бишь очищением через сопереживание, страдание.

Наталья Черных учла ремарку драматурга и поставила «пластический спектакль». Какая удивительно красноречивая пластическая «увертюра» предшествует действу! И как верно пластические вкрапления рассыпаны по всей ткани спектакля. И вот на этом, пожалуй, творческое согласие режиссера с автором и закончилось. Н. Черных не стала сентиментальничать, она поставила проблему жёстко и откровенно. Проблему глобального одиночества.

Этот вечный проклятый вопрос висит дамокловым мечом над каждым из нас. Просто кто-то не всегда задумывается над этим, кто-то с головой уходит в мир грёз, кто-то цепляется за навсегда ушедшее прошлое, а кто-то гонит прочь печальные мысли.

Однако, как подсказывает спектакль, надо честно и смело посмотреть проблеме в глаза, переслать прятаться за хрупким стеклом иллюзий, которые, правда, зачастую бывают ярче, чувственней и богаче, чем реальность.

История семьи, рассказанная в «Стеклянном зверинце», очень автобиографична. Это сам Уильямс, как и его герой Том (Сергей Пузырев, Алексей Карза), работал в обувном магазине за 65 долларов в неделю, это его семья снимала маленькую квартирку в многоквартирном доме в Сент-Луисе, это его сестра Роза (в пьесе — прозвище Лауры — Голубая роза) была инвалидом и закончила свои дни в психиатрической клинике...

Проблемы, поднимаемые в спектакле, очень актуальны на сегодняшний день для многих из нас. Как примирить жалкое существование и благородную мечту? Как оградить своих детей от собственных ошибок, но при этом перестать навязывать близкому человеку свои взгляды, забывая, что он — самостоятельная и свободная личность и не должен быть нашим отражением?

Кстати, стекло как символ проходит через весь спектакль. И, как символ, оно многолико. Это и преграда, мешающая прорваться к цели, и ранящее оружие при неуклюжем, небрежном жесте. А под определённым углом оно становится зеркалом, позволяющим заглянуть в собственную душу (все эти ипостаси раскрывают сценография О. Фарафоновой и работа балетмейстера С. Щекотихиной).

Это бывает страшно — заглянуть в собственную душу, не лукавя перед собой и не щадя себя. И первый шаг бывает очень трудным. Но сделать этот шаг — уже наполовину спасти себя.

И потому хочется верить, что Лаура (Юлия Прохорова, Инга Алейникова) сможет пережить крушение иллюзий и найти в реальном мире нечто стоящее того, чтобы жить.

Экспрессивный и многогранный образ матери — Аманды Уингфильд — удаётся создать актрисе Алёне Кивайло. «Дистанция огромного размера» между психологическими полюсами, представленными актрисой. И внутри этого отрезка — масса граней, настроений, полутонов.

Не сразу разгадывается образ Джима (Сергей Горбачёв, Дмитрий Зайцев). Почему после духовного сближения и такой неожиданной очарованности он отказывается от чувства к Лауре и, выходя за порог, выбрасывает подаренную ему её любимую игрушку, стеклянного единорога?

— Да потому что нельзя пожалеть всех несчастных девочек — сил не хватит, сердце взорвётся! — говорит Наталья Черных.

Спектакль «Стеклянный зверинец» заявлен в афише как «психоаналитическая драма» и прочно выдерживается в этом жанре.

«Стеклянный зверинец» — дипломная работа актёрского курса ОГИИК и театра «Свободное пространство». И, надо отметить, зрелая работа, оставляющая массу сложных переживаний.

Репертуар театра пополнился ещё одним интеллектуальным спектаклем, которому хочется пожелать сценического долголетия и зрительской любви.

29.10.2004

Автор: Анжела Сазонова

Источник: Орловская правда

Купить билет