Читайте материал Инги Радовой о спектакле «Кармен. История Хосе»
На этот раз ковиду не удалось сорвать планы «Свободного пространства»: премьера мюзикла «Кармен. История Хосе», которая намечалась на апрель и по известным причинам была перенесена, состоялась, открыв 44-й театральный сезон. И зрители смогли посмотреть историю о настоящей любви и страсти, жаркой, как дыханье севильского полудня.
Многоликая, но искренняя
Кармен — один из самых известных женских образов мировой культуры, ставших архетипом, литературным мифом и поэтическим символом. Всмотримся в нее... Чаровница, кокетка и игрунья! Сегодня, танцуя фламенко, она весело играет загорелым плечиком под горячими лучами севильского солнца, необъятного, как небо и море, а складки ее пышной юбки под порывами ветра, словно вздохи, шелестят и разлетаются мотыльками вокруг гибкого стана. А завтра она — задумчивая инфернальная дива, прекрасная, как ночной цветок, таинственная колдунья с серебряным голосом и устами цвета граната, которая, не задумываясь, сыграет в русскую рулетку и рискнет своей жизнью, если на кону любовь и свобода. «Не верь луне, сто раз меняющейся — это путь к изменам». Но как не поверить красавице, которая поет чище и правдивее лесной пташки?! Карменсита всегда естественна, и поэтому непредсказуема. Она остается неразгаданной загадкой, и этим привлекательна.
Романтический идеал
История харизматичной девушки-пассионария, живущей свободой и любовью, всемирно известна благодаря новелле Проспера Мериме и опере Жоржа Бизе. Музыка воздействует сильнее, поэтому мы скорее ориентируемся на образ, созданный композитором. Однако царица сердец, цыганка Карменсита, впервые появляется в новелле Мериме, написанной в 1845 году, а в 1875-м происходит премьера оперы «Кармен», сюжет которой Бизе позаимствовал у Мериме. Опера «Кармен», ныне самая популярная в мире, поставившая создателя в ряд наиболее выдающихся художников в истории мирового искусства, со скандалом провалилась на премьере, получив резкую оценку критики и непонимание коллег. Не дожив до триумфального признания своего шедевра, которое случилось уже в конце года, Бизе скончался через три месяца после премьеры, не пережив первоначального провала оперы. Кроме того, есть основания полагать, что ситуация, в чем-то напоминающая новеллу Мериме, случилась и в жизни композитора. На основе личных переживаний, а также под впечатлением захватившего его литературного произведения Бизе и создает великое творение, в котором занимавший его в жизни конфликт художественно преображается и подчеркивается трагическая глубина. При этом композитор рисует ситуацию фатального столкновения двух равных по темпераменту характеров не одностороннее: он позволяет высказаться обоим. Неотвратимый образ любовной корриды, когда радостная, солнечная музыка передает жестокий драматизм, проступает сквозь весь музыкальный строй оперы. Он уверенно шествует через нотный стан, паузы и триоли уже в увертюре. Опера начинается ясно и светло, будто жизнерадостная испанская фиеста. Затем звучит знаменитая мелодия куплетов тореадора, и музыка становится драматичной — в момент, когда оркестр проводит тему судьбы, которая есть тема Кармен и ее любви.
Свободолюбивая хитана
Вообще, в воображении каждого живет своя Кармен, но и творцы — Мериме и Бизе — видели ее по-разному. Если у Бизе Кармен — прекрасный голос любви и свободы, минуты счастья, за которые можно умереть, преподносимые со сцены лучшими сопрано мира, то у Мериме Кармен — триумф иррациональной стихии чувств, жизнь по принципу «свобода или смерть», абсолютная бескомпромиссность. «Я презираю кнут и плеть! Вольной желаю жить и умереть!» — вот страстное убеждение, из-за которого Кармен искренне и до конца идет на конфликт со всем миром. В новелле Мериме Кармен не только фатальная, роковая женщина — она и озорная девчонка, с которой, по словам Хозе, «не соскучишься», и это ему очень нравится. Однако ее жизненный путь не усыпан лепестками жасмина, жемчугом и надушенными листками любовных писем: то, что Карменсита выросла среди цыган — существенный штрих в образе. Это не только экзотическая приправа характеру, создающая вокруг кокетки флер таинственности и демонизма: принадлежность к цыганам — нелегкий крест кочевого, издревле гонимого, социально униженного, насильно криминализированного народа, за которым тянется сомнительная репутация. Гордая, смелая Кармен знает: весь мир против нее. Она соблюдает цыганский кодекс чести, но живет вне светского и религиозного закона, действует вопреки общепринятой морали. Кармен предчувствует, что погибнет, причем скорее рано, чем поздно, однако смерти она противопоставляет свободу, выбирая жизнь яркую, но короткую.
У каждого своя Кармен Режиссер-постановщик спектакля Виктория Печерникова тоже увидела Кармен по-своему. Своеобразие новой версии классической вещи Мериме в трактовке ее основных персонажей и жанровом решении: «Кармен. История Хосе» — это первый в России мюзикл по мотивам новеллы Мериме. Композитор — актер театра «Свободное пространство» Андрей Григорьев. Автор либретто — драматург Мария Малухина. Поставить спектакль в форме мюзикла было удачной идеей: прекрасные вокальные и хореографические способности и подготовка артистов позволили подчеркнуть достоинства этой художественной формы. Мюзиклы — визитная карточка «Свободного пространства». Александр Михайлов, 30 лет руководивший театром, ставил мюзиклы тогда, когда в России этим не занимался еще никто, поэтому у труппы наработан отличный базис для проектов такого плана. Художник-постановщик — Ксения Кочубей. Какая первая визуальная ассоциация при воспоминании о Кармен? Скорее всего, это черная мантилья, белые кружева и чулки испанок, красный костюм матадора. Так и в спектакле доминирует контрастное красно-черно-белое решение.
Происходящее в спектакле значительно отличается от описанного в новелле Мериме. Согласно инсценировке, Кармен (Ольга Виррийская) — артистка цирка, Хосе (Максим Громов) — полицейский, а действие происходит в маленьком портовом городке, куда приезжает бродячий цирк. Антураж цирковой эксцентрики также привнесен в оформление спектакля. Есть черты гротеска, эклектики, нарочитая яркость, граничащая с китчем. Персонажи внешне напоминают отчасти американские комиксы, отчасти аниме и вызывают в памяти главного кинематографического героя 2019 года — клоуна Джокера. В веренице художественных отражений Кармен только самому зрителю решать, какая из дерзких красоток ближе его душе: литературная, оперная или театральная; какая из них имеет портретное сходство с той нежной фиалковой тенью, что замерла в его сердце.
24.12.2020
Автор: Инга Радова
Источник: Орловский вестник