Заслуженная артистка России Елена Шигапова не боится играть опасные роли

В преддверии Международного женского дня удалось пообщаться с актрисой и лично и узнать об интересной и непростой жизни актрисы

Большая часть жизни заслуженной артистки России Елены Шигаповой прошла в театре «Свободное пространство». За 28 лет в её амплуа вошли разные роли: и комедийные, и драматические. В преддверии Международного женского дня удалось пообщаться с актрисой и лично и узнать об интересной и непростой жизни актрисы. О какой роли Елена Шигапова мечтает? Почему все женщины немножко актрисы? И как спектакль может повлиять на судьбу зрителя?

 Почему захотели стать актрисой?

— С детства нравилось читать стихи, петь. Любила, когда в дом приходили гости, смотрели, хвалили. В семье никто не работал в сфере искусства, но очень любили петь. Исполняли песни Анны Герман, Владимира Высоцкого. С 6 лет занималась танцами, в детской театральной студии. В 15 лет решила поступать в Днепропетровское театральное училище. После окончания был выбор: либо орловский театр, либо киевский ТЮЗ. Выбрала Орёл и не пожалела.

 Почему — Орёл?

— Наши выпускники приезжали в училище и говорили: «Какой в Орле современный театр!». Театр под руководством Александра Михайлова славился пластичными постановками и современным видением. Я считаю, у меня удачная творческая судьба! На Украине работают определённые стандарты — например, в театре должна играть высокая дородная девушка. У нашего режиссёра было другое представление об этом.

 Одна из ваших первых ролей в театре — роль Джульетты. Итак, ваш первый выход...

— Тогда была ещё неопытной актрисой. Очень волновалась, настраивалась на спектакль несколько дней. А Шекспир — прекрасный, но сложный материал, над которым можно бесконечно работать. Любая актриса мечтает сыграть Джульетту. Мне повезло!

 Какие роли больше всего по душе?

Елена Шигапова в роли Эдит Пиаф

— Мне всегда было интересно раскрыть достаточно непростой мир женщины. Показать противоречивые черты характера, как сильные стороны, так и беззащитные и чувственные стороны её души. Мне нравится и драматические, и комедийные и роли в музыкальных спектаклях. В своё время я переиграла большой мюзикловый репертуар. Это «Версальская история», «Моя прекрасная леди» и рок-опера «Иисус Христос Суперзвезда». А самая моя любимая роль — в спектакле «Мой легионер» по пьесе Ксении Драгунской, в котором я играла обожаемую мной певицу Эдит Пиаф. Одновременно с нами спектакль играли в московском театре — в главных ролях были джазовая певица и известный актёр. В итоге автор пьесы по секрету шепнула нам, что наша постановка ей ближе. В спектакле исполняла семь песен на французском. Была сильная музыкальная нагрузка и сложный драматический образ.

 «Я не признаю слова „играть“. Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно» — так говорила Раневская. Согласны ли вы с этим?

— Согласна. Даже, если играешь комедию положений, где героиня попадает в курьёзные ситуации, всё равно нужно стопроцентно верить в происходящее. И проживать это. Иначе зритель не поверит. Завоевать доверие зрителя, можно лишь пропуская эмоции через себя. А вообще главное в нашей профессии —получать на сцене удовольствие.

 Что самое непростое в профессии актёра?

— Актёр должен постоянно прорабатывать персонажа. Погружаться в его историю, жизнь. И быть готовым физически и морально играть тяжёлую роль. Порой приходится отрываться от реальности. Люблю сложные задачи в своей работе. Когда роль не получается, но со временем ты «добиваешь» её. Например, я до сих пор прорабатываю своего персонажа в спектакле «Двое на качелях». Всю жизнь мечтала о роли Гитель. Вкратце: пьеса о мужчине и женщине, которые встречаются, иногда понимают друг друга, иногда не понимают, ругаются, мирятся и расходятся. Их союз символизирует качели, которые качаются из стороны в сторону.

Елена Шигапова в роли Гитель

В конце концов, герои расстаются, любя друг друга. Спектакль непростой. Здесь нельзя соврать. Надо два часа прожить историю этих людей.

Елена Шигапова в спектакле «Мой лунный серебряный мир»

 Актёрский талант даёт природа или его можно развить?

— Профессия очень жестокая. Только одарённый и поцелованный богом человек будет востребован. С режиссёром тоже должно повезти. Для одного ты талантливый, для другого — нет. Субъективизм в нашей профессии очень жестокий. Можно быть талантливым, но режиссёр по каким-то причинам не замечает. Тогда нужно уходить из театра, искать «своего» режиссёра. Артистов много, работы мало. Найти работу актёру тяжело.

Я считаю, что актёр должен особо воспринимать жизнь, всё время копаться в себе, людях. Актёры — своеобразные психологи. Мы наблюдаем за людьми, берём их черты для персонажа. Артист должен уметь и танцевать, и петь, владеть речевым аппаратом. Неплохо бы иметь яркую внешность. Лучше, конечно, быть одарённым со всех сторон, чем доказывать режиссёру, что ты чего-то стоишь.

 А зажатый человек может стать актёром?

— Вообще каждый человек талантлив. Но главное преодолеть свой страх, зажимы и привыкнуть работать на публику — не все от природы могут работать на людях. Но в процессе обучения многие вещи корректируются. Благодаря разным упражнениям зажим снимается.

 Главное качество актёра на ваш взгляд?

— У артиста должна быть мощная энергетика, которая доходит до последнего ряда. Бывают артисты, у которых она доходит только до третьего-пятого. Но всё нарабатывается с опытом. Помню, как играла Лауру в «Маленьких трагедиях». Я вышла на огромную сцену Александрийского театра в Петербурге. И увидела тысячный зал, королевскую ложу, которая, казалось, находилась в космосе. Сцена ещё была и без декораций. Стоишь одна в этом «космосе» и думаешь, как тебя люди услышат?

 Это — страх?

— Да, но с опытом понимаешь, что тебя и слышно, и видно. Внутри должна быть уверенность и понимание, какую мысль хочешь донести зрителю. Песней ли, танцем или монологом. Неважно, какая роль: главная или второстепенная. Вся команда работает над тем, чтобы воздействовать определённым образом на зрителя. В этом и заключается работа актёра, а не выйти, покрасоваться в наряде и показать себя. Хотя и хороший наряд никому не помешал.

 Смотрите спектакли своих коллег?

— Когда выдаётся возможность, хожу и в другие театры. Понравился «Дубровский» в театре имени И.С. Тургенева. Часто смотрю спектакли по ночам в записи. Дочка засыпает — и включаю. Очень нравятся работы Юрия Бутусова — «Чайка», люблю «Три сестры», «Волки и овцы», «Войну и мир» Петра Фоменко. Мечтала попасть на спектакль «Двое на качелях», когда там Гитель играла Чулпан Хаматова. Но, увы, ездить в соседние города не получается.

 А какую роль хотите сыграть?

— Бланш Дебуа в пьесе «Трамвай «Желание». Но боюсь. Роль притягательная. Но опасная! У артисток, которые её играли случались психические расстройства. Так было со знаменитой Вивьен Ли.

 А в чём трагичность этой роли?

— Люди часто не хотят принимать жизнь такой, какой есть. История об этом. Но название олицетворяет смысл. Люди садятся в трамвай с названием «Желание», и он разбивается о жестокую реальную жизнь. Кто-то приспосабливается, а кто-то, как Бланш, сходит с ума.

Ещё одна параллель с реальностью. Моя дочь смотрит блогеров на YouTube, там родители постоянно играют с детьми на камеру — зарабатывают на просмотрах деньги и ездят по всему миру. Но это нереальная жизнь. Что станет с этими детьми, если окунуть их в реальность?

 А театр — реальность или сказка?

— Театр бывает разный. Всё зависит от видения режиссёра. Есть мир Шекспира с высокими материями. Я выступаю за такой театр, где зритель погружается в возвышенный мир. Для реальности существует кино. Театр должен приносить очищение, будить фантазию. Чтобы зритель уходил не с пустым сердцем, а с пищей для размышления. Я думаю, люди идут в театр за обменом энергией. В любом случае, театр должен эмоционально воздействовать на человека.

 Самый яркий отзыв, который вы получали от зрителя?

— Люди часто делятся своими реакциями на спектакли в соцсетях. Самые восторженные отзывы получаю на спектакль «Двое на качелях». «Это я! Это про меня!» — пишут многие. А одна зрительница подошла ко мне в фойе театра и сказала: «Спасибо большое, я рассталась со своим парнем. Благодаря тому, что увидела, отважилась разорвать отношения». Не знаю, радоваться этому или нет. Главное, чтобы она потом не пожалела.

 А любит ли театр ваша дочь?

— Она родилась в День театра, 27 марта. Поэтому выбора нет! В этом году ей исполнится 7 лет. И на этот день у меня постоянно выпадают мероприятия! Кстати, София играет в двух спектаклях нашего театра: «И для меня придёт весна» и «Мой лунный серебряный мир». И это ей даже очень нравится!

Софья в спектакле «Мой лунный серебряный мир»

 Актёрское сообщество можно назвать «обособленным от мира»?

— Театр — это закрытый мир со своими правилами. Обычные люди думают, что здесь работают неадекватные. Актёры оставляют все проблемы, связанные с семьёй и здоровьем на пороге театра. Приоритеты расставлены в пользу искусства. Когда в театре шёл ремонт, мы «скитались», репетируя в ДК и разных помещениях. Помню, на первом этаже здания профсоюзов мы репетировали напротив приёмной юриста. Что такое репетиция? Это когда артисты плачут, гогочут, кричат — словом, сумасшедший дом. Распугали всех её клиентов...

 Как отмечают в театре 8 марта?

— Устраиваем на праздники друг другу капустники. В прошлом году мужчины устроили нам полноценный спектакль на сцене, который шёл 50 минут! В поздравления входят не только песни и стихи, но и стендапы — номера «на злобу дня», пародии из повседневной жизни театра.

 Каждая женщина в какой-то степени актриса?

— Меня часто восхищает, как женщины ухаживают за собой: носят высокие каблуки, делают макияж, наращивают ресницы, ногти. Всё для того, чтобы восхищать окружающих. В этом есть параллель с актёрской профессией. Для нас же причёски и макияж — работа. Для обычной женщины, я думаю, восхищать окружающих — потребность. Это нормально, когда хочешь, чтобы вслед оборачивались прохожие. Мы же, актёры, устаём от грима на работе. После репетиций так и хочется надеть капюшон и пойти домой в удобной обуви.

— А может ли женщина «играть» роли в обычной жизни?

— Носит ли женщина маски? Не знаю. Не всегда женщина бывает собой на все сто, например, с мужчиной. Да, и примерять на себя новые образы и амплуа гораздо интересней. Быть однообразной — скучно.

 А как вам удаётся преодолевать однообразность жизни?

— Я не представляю жизнь без путешествий. Город, в котором человек живёт, ограничивает. Полезно путешествовать, как и по России, так и за границей. В другой стране, на другом континенте понимаешь, в каком огромном мире живёшь. Общение с иностранцами развивает кругозор. Я очень люблю Испанию. Испанцы близки по духу к россиянам. Как-то испанские коллеги устроили нам вечеринку. Никогда не забуду, как всю ночь проговорила с местной певицей, сидя на ступеньках. Мы плохо знали английский, но очень понимали друг друга. Всю ночь проговорили о мужчинах. Во всех странах любовные истории одинаковы.

 А что для вас самое главное в жизни?

— Самая главная ценность в жизни — общение с интересными людьми и наслаждением красотой мира, который нас окружает. И, конечно, любовь! Всё в этой жизни нужно делать с любовью!

06.03.2020

Автор: Анна Лобанова

Источник: Сетевое издание ОрёлТаймс

Купить билет