Жить, чтобы вернуться: в «Свободном пространстве» показали драму о человеке на войне и в тылу

К 80-летию Победы режиссёр Сергей Пузырёв с артистами театра раскрыли тему мужества и нравственного выбора человека, который лицом к лицу встречает войну

Драма о Человеке по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» (написана в 1943 году) на подмостках орловского театра длится три часа, и в ней задействованы студенты Орловского института культуры. Сюжет про Великую Отечественную звучит так своевременно...

Пьеса «Вечно живые» и впрямь получила долгую сценическую и даже кинематографическую жизнь: она вышла в 1943 году из-под пера фронтовика, советского драматурга и сценариста Виктора Розова, а уже спустя 14 лет была переработана и превратилась в фильм «Летят журавли». Это единственная советская картина, получившая «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале.

Надо сказать, что в орловской сценической интерпретации хорошо знакомых эпизодов с журавлями нет, но есть напев про журавушек, который становится лейтмотивом жизни Вероники-Белки (студентка Софья Ахматова). Журавли, белка с золотыми орехами — вот и всё, что осталось от прошлого, в котором смысл жизни был сосредоточен на любимом. Дома больше нет, родителей нет, как нет и любимого. И что же — превратиться в вечный укор самой себе за предательство, за то, что не сберегла своё трепетное чувство к Борису (Андрей Григорьев)? Вероника большую часть спектакля ходит тенью по сцене, но автор пьесы и режиссер спектакля дают ей шанс: будет новая любовь, но старая никогда не умрёт, будет обновление личности через искусство (Вероника готовится стать скульптором).

А что осталось у него? Не прочитанное вовремя письмо, пуговица с бабушкиной кофты вместо оберега и — жизнь, которую положил за други своя.

В неоплатном долгу — понимаете?! — мы все: и тогда, и сейчас. Слова врача Фёдора Ивановича Бороздина (Альберт Мальцев) звучат остро для каждого из нас: а честен ли я перед собой и родиной, что я делаю сегодня, когда тоже война, тоже фронт, и там идет битва между добром и злом...

Хорошо показан тыл: кто-то не щадит себя и оперирует солдат, даже когда на душе скребут кошки и чёрная пелена горя застилает глаза, идет в хирургическое отделение — и исцеляет других, душу свою исцеляет; а кто-то, наподобие Антонины Монастырской (Елена Симонова), ищет прежней жизни с доступными и недоступными удовольствиями, ищет своего мирского спасения через чужую погибель, не бежит страстей, а ещё больше погружается в них и тянет за собой окружающих, вроде Николая Николаевича Чернова (Сергей Козлов)...

Артисты прекрасно сыгрались, мы видим настоящую ансамблевую игру, и даже зелёная актёрская молодёжь выглядит убедительно. Очень запоминается дуэт Альберта Мальцева и Ольга Виррийской: какие слова они говорят, как они верно интонируют свое состояние, как чутко проживают роли врачей-созидателей, делающих свой непростой выбор.

Спектакль (12+) сильный, в нём много про частного человека — много объятий и эмоций страдания. Но много и очищающего, а без слёз не добиться сострадания, не прийти к пониманию, что стоит жить — чтобы вернуться. Живым, во плоти, или навсегда оставить по себе добрую память. И вот последствия нашего выбора хорошо показаны через единственный (!) сугубо театральный приём (какая находка!): анфилада комнат, окошки памяти — по ним шагает несчастный бесприютный, сам себе тягостный Марк (Валентин Тюрин) и ищет образ Бориса, который меньше всего появляется в спектакле физически, но дольше всех живёт на сцене в виде разговоров, воспоминаний, портретных версий, и хватается за него, и чувствует через него приговор самому себе. «Если я честный, я должен» — да, именно так звучит самый главный вопрос сегодня, в 2025 году, спустя 80 лет после той, так дорого доставшейся нашему народу и нашему Отечеству Победе...

31.05.2025

Автор: Ирина Крахмалева

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Купить билет