На прошлых выходных театр «Свободное пространство» открыл очередной, 33-й сезон. Театр встретил своих зрителей фантазией «Ночь перед Рождеством» по одноименной повести Н.В. Гоголя.
Задолго до начала спектакля зал театра стал наполняться нарядными, душистыми зрителями. Как всегда бывает на премьере, случился полный аншлаг. Поздравить зрителей и артистов с открытием сезона на сцену поднялся художественный руководитель и главный режиссер театра Александр Михайлов:
— В этом году театр «Свободное пространство» открыл свой театральный сезон неожиданно рано. И в этом раннем открытии есть особенная радость, особенная прелесть. На улице стоит по-летнему теплая погода, светит солнышко, а мы играем зимнюю сказку. Это будоражит и артистов, и зрителей.
Открытие сезона само по себе событие яркое, праздничное, а тут еще главный режиссер пригласил выйти на сцену всех артистов театра, не занятых в премьерном спектакле. Зрители встречали своих любимцев восторженными криками и аплодисментами. Вышли и студенты актерского курса Михайлова. Они уже давно активно включены в работу театра и знакомы зрителям. С открытием сезона артистов поздравила начальник областного управления культуры и архивного дела А.Ю. Егорова. Главному режиссеру и художественному руководителю театра «Свободное пространство» от лица президента российского союза неправительственных организаций «Отечество» А.М. Воловика она вручила высшую российскую общественную награду — звезду ордена св. Александра Невского «За труды и Отечество».
После чествований и поздравлений открылся занавес, и зрители погрузились в атмосферу зимней гоголевской ночи. Поставил спектакль Александр Плетнев — художественный руководитель и главный режиссер Калужского областного драматического театра. Уже много лет «Свободное пространство» регулярно участвует в театральном фестивале детских театров, проходящем в Калуге, а в прошлом году калужский театр приезжал в Орел с гастролями. Художник-постановщик спектакля — Эля Невинная — известный в Калуге художник-керамист. А в театр пришла совсем недавно. Ее работу в «Ночи перед Рождеством» смогли по достоинству оценить орловские зрители.
Интересно, что в спектакле не использованы чисто украинские костюмы и предметы быта. Это эдакая стилизованная смесь славянских народных костюмов. И более того — в программке спектакля указано: «действие происходит в ночь перед Рождеством на Хуторе». То есть не в каком-то конкретном украинском сельце, а просто на Хуторе. Замысел художника угадывался легко: Гоголь — многонациональный писатель (так сценограф ответила на спор России и Украины о том, чей же именно писатель Гоголь).
Декорации не бросались зрителям в глаза. Не были, что называется, эффектны — все было просто, но очень стильно. Они то выезжали из глубины сцены, то спускались сверху. Собственно Хутор изображали три плетеных силуэта хаток, которые едва толкнешь — и уже попадаешь внутрь. Нужен стол? Сверху спускается длинное белое полотнище и ложится на колени артистам.
Текст Гоголя остался в спектакле почти нетронутым. В программке указано, что постановка является сценической версией. То есть, как объяснил сам режиссер, только кое-где были использованы авторские вставки. Авторские — значит, самого Плетнева. Спектакль получился удивительно современным. Знаменитый монолог Оксаны «Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша?» блестяще исполнила ведущая артистка театра, заслуженная артистка РФ Елена Шигапова. К капризности гоголевской героини она добавила некоторую жеманность современной девушки и нарочитую грубоватость, что вызывало комический эффект.
Знаменитый гоголевский юмор пронизывал весь спектакль. Первый шквал аплодисментов сорвали пьяные до полусмерти казаки — Кум и казак Чуб (Олег Семичев и Валерий Лагоша). Эпизод в хате у Солохи (Нонна Исаева), когда к ней поочередно и не вовремя приходят то сам Черт (Артур Горбунов), то Голова Яновьский (Стас Иванов), то дьяк (Михаил Артемьев), очень динамичен. Занимательности ему придавала и работа художника: мешки, в которых прятались «женихи», представляли собой своеобразные обручи с мешковиной. Спускались огромные мешки опять же сверху. Бурный смех в зале вызвало то неожиданное обстоятельство, что женихи в мешках вдруг начали петь, причем хором...
Кузнец Вакула (Антон Ласкин) в спектакле будто сошел со страниц гоголевской повести. Высокий, красивый, статный, он абсолютно теряет волю при виде своего «серденька» — Оксаны. Забавно и оригинально построена в спектакле сцена путешествия Вакулы и Черта в Петербург за царскими черевичками: Вакула погоняет Черта хлыстиком, а тот, вскидывая босыми ножками, уныло, но резво семенит впереди. Стоит отметить необыкновенную грацию Артура Горбунова, изображающего Черта. Очень натуралистично и смешно он показывает нам трусливого, в полуободранном фраке, «несчастного» чертика.
Отдельно стоит сказать о музыкальном оформлении спектакля. Заведующая музыкальной частью театра Ольга Селина скрупулезно и тщательно готовилась к спектаклю: подобрала оригинальные украинские песни, колядки, «щедривки», многие из которых исполняли сами артисты.
Блестяще поставлены в спектакле танцы (балетмейстер — Олег Николаев). Настоящий фурор вызвала в зале группа пляшущих казаков, которые, по признанию режиссера спектакля Александра Плетнева, являются его любимым детищем в постановке. Как лихо и смешно они отплясывали в своих широченных красных шароварах украинские «голубцы», «веревочки» и прочие сложнейшие танцевальные движения!
Спектакль вышел яркий, радостный, озорной, смешной и добрый. Каким, впрочем, и должен быть Гоголь.
После финальных аплодисментов на сцене состоялось вручение ежегодной театральной премии. В этом году ее получили заслуженная артистка России Елена Шигапова (за роль певицы в спектакле «Мой легионер») и Николай Рожков (за роль Сатанаила в спектакле «Адам и Ева»). Почетной грамотой в честь 25-летнего юбилея творческой деятельности была награждена художник по свету Елена Подколзина.
Такое энергичное открытие, я думаю, задало тон всему сезону 2009-2010. Зрители выходили из зала довольные. Среди премьерной публики удалось разглядеть именитых гостей. Например, супругу губернатора Орловской области Л.А. Козлову:
— Я первый раз в орловском театре и осталась очень впечатленной. Теперь не пропущу ни одной премьеры. В Москве не было особенно такой возможности — посещать театры. Там суета, нехватка времени... А в Орле все спокойно и умиротворенно. Это несомненный плюс провинции.
Очень эмоционально по поводу спектакля высказался давний друг орловского театра Тадеуш Жепецкий:
— Спектакль вышел невероятно современный, яркий, необычный. Зритель наслаждался театром. Оказывается, классика может идти в ногу с современностью...
Вот так триумфально театр «Свободное пространство» вступил в новый сезон. А нам, зрителям, остается только пожелать: «Так держать!».
11.09.2009
Автор: Марьяна Мищенко
Источник: Орловская правда