«Зрителю будет чем заняться»: в «Свободном пространстве» ставят «абсурдиста» Беккета

О готовящейся премьере говорили на пресс-конференции

После недавно отгремевшей феерии мюзикла о Кармен, Орловский государственный театр для детей и молодежи решил обратиться к непростому философскому материалу — пьесе Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо».

— Надеемся, что в это непростое время у нас получится сделать волшебный и загадочный спектакль, что зритель не будет бояться к нам ходить и нам позволят на зрителя играть спектакли. Потому что, кроме в «В ожидании Годо», у нас еще две премьеры предстоят в этом году. Мы полны ожиданием. Но и ощущение, что все может внезапно остановиться, у нас тоже есть, — предварил рассказ постановщиков художественный руководитель театра «Свободное пространство» Сергей Пузырев, имея ввиду возможные санитарно-эпидеомологические ограничения.

О новой постановке театра журналистам рассказали ее создатели: режиссер Вера Анненкова (в театре сейчас идут два ее спектакля — «Лес» и «Золушка»), исполнители главных ролей — актеры Маргарита Рыжикова и Валерий Лагоша, а также художник по свету Антон Юдаков и специалист по видеомэппингу Михаил Маликов. За кадром пресс-конференции остались сценограф Сергей Тимонин и художник по костюмам Клёна Родкевич — они приедут непосредственно на премьеру.

Главным спикером выступила, конечно же, режиссер спектакля.

«Формула: время, место, коллектив»

— Это дерзость, наверное, взять такой материал. Но мы подходим с иронией, к тому, что делаем. Такой материал — это, конечно, не «касса». Такой эксперимент себе позволить может не каждый театр. Но для меня была очень важна эта формула — время, место, коллектив, — рассказывает Вера Анненкова. — Если бы не было таких замечательных артистов, наверно, у меня даже не возникло бы мысли взять такой материал. Это команда неравнодушных людей, заболевших материалом. На первой репетиции возникли вопросы — это что, абсурд? Зачем? Как? Пришлось мотивировать.

Но вот эта ситуация, которая происходит сейчас в мире — это ожидание... Чего мы ждем? Самое страшное — незнание, что будет дальше. Самое грустное и нелепое в то же время — насколько мы от этого зависим, насколько человек раним в этом страхе неизвестности.

Разбирали мы этот материал бурно. Это сотворчество.

Это философская притча и трагикомедия. С этим «перевертышем» все время сталкиваемся (в работе над пьесой). Пьеса — об ожидании.

Я шла к Беккету и его Годо через Антона Павловича Чехова. Мне кажется, если бы он дожил до 50-х годов, то наверняка написал бы эту пьесу.

В этом спектакле звучит — живите сегодня, не ждите. Ведь мы никак не можем научиться жить сейчас. Живем либо прошлым, либо планируем, что будет завтра. А что сегодня? Смысл — в процессе.

Кто такой Годо? Бог, смерть, счастье? Чего мы ждем? У каждого свой Годо.

Прелесть такого материала в том, что каждый зритель, который придет, будет считывать свою историю.

«По узкому коридору»

Вера Анненкова:

— В этой пьесе все задано. Есть такие пьесы, в которых просто нужно читать ремарки. Свободы для творчества, для режиссера мало. Там есть очень «узкий коридор», по которому ты идешь. Мы очень внимательно читали ремарки. Это структурный абсурд.

Образ, который у нас возник с Сергеем Тимониным, — японский сад, сад камней, где отражена модель мироздания. Взаимоотношения персонажей, которые существуют, это те модели взаимоотношений, которые нам знакомы. Здесь было очень важно эти архетипы точно считать.

Все немного боятся жанра «абсурд», но там все очень логично.

Эта история бесконечна. А свет, который несут персонажи, — это милосердие. Милосердие спасет человечество.

«Не прочитать текст, а оживить персонажей»

— Я поняла, что именно через этих артистов материал звучит так, как я его воспринимаю, — отмечает режиссер.

О работе над ролью рассказывает Валерий Лагоша:

— Мы когда это прочитали, у меня был первый вопрос — как это будут смотреть? Главной задачей было найти тот стержень действия в «пирамидке», на который все будет нанизываться. В чем сложность этой вещи? Она написана короткими фразами. Это для актера ад. У Беккета порой бывает так, что фраза никак не сочетается с предыдущей и последующей. Мы думали до последней буквы. Когда ты находишь, как сказать эту фразу, направляешь ее на что-то, тогда выстраивается цепочка. Я вас уверяю — зритель не будет мучиться вопросом — что он сейчас сказал? У нас абсолютно все разложено на действия. В моей жизни впервые такой материал. Эта первая постановка, перед которой я буду волноваться. Здесь, если кто-то переиначит фразу из текста, вылетят все из материала.

Особенности сценографии

Рассказали постановщики и о визуальной составляющей спектакля.

Художник по свету Антон Юдаков:

— Мы придумали, чтобы зритель после первого звонка входил в зал, как в тот мир, который мы затем будем ему показывать и открывать. Даже при рассадке зрителя не будет обычного театрального света, будет некая световая абстракция, динамическая и двигающаяся.

В самом спектакле была задача создать нереальный мир, несуществующий, отличающийся от нашего бытового мира. Не будет никакой бытовой истории в визуальном решении спектакля.

На сцене разместим специальный экран, работающий со светом. Фоны для этого спектакля создаются для того, чтобы поддерживать эту нереальность картинки происходящего.

Специалист по видеомэппингу Михаил Маликов:

— Видеопроекция в данном случае выступает в виде дополненной реальности, ее не так много. Мы не будем перегружать зрителя и отвлекать его от артистов. Мы лишь оформляем и обрамляем актерские ансамбли.

При этом каждый предмет в постановке — это символ.

— В этом смысле у нас идет очень жесткий отбор. Почему мы выбрали японский сад камней? Потому что это минимализм, который дает множество ассоциаций. Этот мир красив и поэтичен, но отстранен. Пусть у каждого зрителя возникнет своя ассоциация, — говорит режиссер.

— Даже если зритель не читал эту историю и будет вместе с нами ее открывать для себя, ему будет чем заняться, — подытожила обсуждение Вера Аннекова. — Это общечеловеческая история.

Премьера «В ожидании Годо» состоится в это воскресенье, 15 ноября, в 18 часов в театре «Свободное пространство».

11.11.2020

Автор: Оксана Полуничева

Источник: Городской портал InfoOrel.ru

Купить билет