«Свободное пространство» представило эскиз о «Чайке русской эстрады» («ИнфоОрел»)
«Свободное пространство» представило эскиз о «Чайке русской эстрады»
16 апреля на большой сцене театра состоялась премьера спектакля «И для меня придет весна...», посвященная творчеству и истории любви Анастасии Дмитриевны Вяльцевой, популярной исполнительницы русского и цыганского романса конца 19 — начала 20 веков.
Акварельный воздушный набросок спектакля-концерта бережно создан режиссером Сергеем Пузыревым, актрисой Еленой Шигаповой, исполнившей роль самой несравненной, Дмитрием Литвинцевым, сыгравшим сразу несколько ролей в постановке, в том числе и роль возлюбленного, ставшего мужем певицы, Василия Бискупского, концертмейстером Ириной Хрисаниди и художником по костюмам Валентиной Семичевой.
Вяльцеву также звали «Последней Золушкой Российской империи». Она родилась в деревне Алтухово Орловской губернии (теперь Брянская область ) 1 марта 1871 года в бедной крестьянской семье. Но благодаря своему удивительному таланту, труду и дарованию, Анастасия Дмитриевна заслужила безграничную любовь и преклонение всей России. Поклонники буквально носили певицу на руках, а та до конца отдавала себя им, порой выступая на бис до 30 раз подряд. Ею восхищались Александр Блок, Федор Шаляпин, Владимир Немирович-Данченко. Вяльцева была одной из самых богатых и влиятельных женщин России. Ее состояние современники оценивали в 2-2,5 миллиона рублей. Она стала королевой русского граммофона, сделав порядка 100 записей на грампластинках. «В лунном сияньи», «Под чарующей лаской твоею», «Тройка», «Захочу-полюблю», «Не уходи, побудь со мною»... В ее репертуаре насчитывалось порядка трехсот романсов, и ни в одном из них нельзя было услышать о горькой доле народа, страданиях и боли. «Певицу радостей жизни» критики называли экзальтированной и жеманной, но публике она была близка. Вяльцева активно гастролировала практически до конца своей недолгой жизни (певица прожила 42 года и умерла в 1913 году от рака крови). По стране Анастасия Дмитриевна путешествовала в собственном железнодорожном вагоне, который специально по ее заказу изготовили в Бельгии. Открытый, любивший жизнь человек, с прекрасной душой, Вяльцева завещала свое огромное состояние на благотворительные нужды. На похороны Анастасии Дмитриевны в феврале 1913 года пришли около 160 тысяч человек.
Любовью всей ее жизни стал офицер, ротмистр, сын вице-губернатора Томска Василий Бискупский. Он безгранично любил Вяльцеву. И, как она во время русско-японской войны, бросив выступления и пожертвовав музыкой, выхаживала раненого в бою Василия и других солдат в этом же прифронтовом госпитале на Дальнем Востоке, так и дворянин Бискупский пожертвовал воинским званием, женившись на крестьянке, он вынужден был уйти в отставку в 1912 г. в чине полковника.
Интересный материал о жизненных перипетиях Вяльцевой размещен на сайте Российского государственного архива фонодокументов. Здесь вы также можете ознакомиться с фонограммами романсов в исполнении Анастасии Дмитриевны.
Полотно жизни певицы легкими набросками обозначили создатели спектакля в «Свободном пространстве». Анонсируя премьеру, режиссер Сергей Пузырев обратил внимание на то, что все глобальные потрясения 20 века в своем Отечестве Анастасия Дмитриевна не успела увидеть — Первая мировая, 1917-ый, СССР... Все это было уже после нее. Действительно Вяльцева — «Последняя Золушка Российской империи».
Зрителю представлен совершенно новый, никогда ранее не исполнявшийся на сцене, текст об истории жизни замечательной русской певице Анастасии Вяльцевой.
Главное украшение спектакля-концерта это, конечно же, нежный голос Елены Шигаповой, заслуженной артистки России. В процессе подготовки премьеры актриса переслушивала романсы в исполнении Анастасии Дмитриевны. Пожалуй, позволю себе ремарку от себя — человека, как казалось мне самой, далекого от русского и цыганского романсов, пение Елены Викторовны не оставляет шансов всей предубежденности о том, что это не твое. Голос Шигаповой и драма жизни героини сливаются в единую для зрителя историю, погружая его в личность Анастасии Вяльцевой.
Художественное средство, без которого спектакль бы не состоялся, это видеохроника (в том числе и времен певицы), которой он сопровождается. Оно же уводит нас в будущее страны, которое случилось после смерти Вяльцевой.
И, пожалуй, можно заметить, что ошибались назойливые критики, говоря о мимолетности творчества Анастасии Дмитриевны, ведь когда-то исполненные ей романсы живут до сих пор, в нашем настоящем, рождая в каждом весну.
Очередной показ спектакля состоится в театре 29 апреля в 18.00.
Оксана Полуничева,
фото Пять звезд.Орел
18.04.2017