После премьеры

Отзывы зрителей и прессы о новом спектакле «ЛЮДИ ЛАМАНЧИ»

Ольга СУПОНЕВА, «КП»

Самый мудрый безумец: в Орле состоялась премьера спектакля «Люди Ламанчи»

Романтический мюзикл зрители увидели на сцене театра «Свободное пространство»

В Орле состоялась премьера спектакля «Люди Ламанчи». Романтический мюзикл зрители увидели на сцене «Свободного пространства», именно этой постановкой театр открыл новый сезон. Премьера состоялась 8 сентября, «КП» побывала на спектакле.

«Люди Ламанчи» — это знаменитый мюзикл, ставший уже классикой сцены. Пьеса американского драматурга Дейла Вассермана не раз оживала на сценах разных театров по всему миру. И теперь свое прочтение произведения орловцам и гостям города предложил коллектив «Свободного Пространства». Пьеса, которая привносит современный смысл во всем знакомую историю дон Кихота Ламанчского, потрясающая музыка Митча Ли, от которой мурашки по коже, замечательные стихи Джо Дэриона и, конечно, трогающая до глубины души игра актеров театра — все в премьере сложилось как мозаика. Добавить сюда внушительные декорации и свет, прекрасную хореографию и вокал актеров — и зритель захвачен, зритель становится частью истории, такой грустной и забавной одновременно.

Действие начинается со сцены, в которой в общую тюремную камеру стражники приводят поэта Мигеля де Сервантеса, где ему предстоит дожидаться суда инквизиции. Люди, оказавшиеся за стальной дверью камеры — персонажи, оказавшиеся на самом дне жизни. Здесь воры, разбойники и падшие женщины. Однако Сервантес находит и в них что-то хорошее, искренне веря, что добро живет в каждом человеке. Заключенные решают устроить суд над поэтом — дескать, так принято в их обществе. И тогда Сервантес решает защищаться...спектаклем. Он предлагает зэкам стать частью постановки и вместе разыграть историю того самого Рыцаря Печального Образа — дон Кихота Ламанчского. И здесь начинает разворачиваться интересная находка автора: зритель смотрит спектакль в спектакле.

Вмиг тюремная камера становится сценой, заключенные перевоплощаются в актеров, ну а сам Сервантес берет на себя роль своего доблестного рыцаря. И начинается история человека, который решил сражаться за добро и высокие идеалы, помогать попавшим в беду и стоять на стороне чести и справедливости. Однако дон Кихот отрывается от реальности. Его идеальный мир и мир реальный резко разнятся: замки оказываются постоялыми дворами, золотой шлем тазиком для бриться, а прекрасная дама падшей женщиной. Да и рыцарей уже давно нет. Однако героя это не останавливает — он свято верит в то, что делает. Окружающие считают, что сеньор Кихано тронулся умом. Однако у зрителя возникает стойкое ощущение, что с ума сошел не рыцарь печального образа, а весь мир с его грязью, жестокостью. «Он либо самый мудрый безумец, либо самый безумный мудрец», — говорит про рыцаря священник.

Оторванный от реальности, но наделенный верой в человека, порой смешной и наивный, но следующий за истиной — таким видят зрители главного героя. Он не принимает жизнь такой, какая она есть, он выбирает ее такой, какой хочет чтобы она была. Чрезмерное здравомыслие и принятие жизни такой, какая она есть — вот что безумие для главного героя.

В этом он похож с самим Мигелем де Сервантесом. Для обоих близится конец. Однако оба они до конца стоят на своем и хранят при себе свою веру, оба они — люди из Ламанчи.

Премьеру «Люди Ламанчи» стоит увидеть лично. Пронизывающая постановка Александра Михайлова затрагивает то лучшее, что живет в каждом из нас, рассказывает историю людей творческих и тех, кто еще готов вопреки всему стоять на стороне правды и верить в человечество. А Сервантес и дон Кихот говорят зрителю со сцены: даже если станет всего на одного человека, наделенного верой в лучшее и высокое, больше, мир изменится к лучшему.

https://www.orel.kp.ru/daily/26729.5/3756192/

Марьяна МИЩЕНКО, «Орловская правда»

Театр «Свободное пространство» открыл свой 41- й сезон премьерой романтического мюзикла «Люди Ламанчи»

Этот знаменитый американский мюзикл (Д. Вассерман, Д. Дэрион, М. Ли) добрался наконец и до Орла. Режиссёр спектакля Александр Михайлов решил, что тема противостояния цинизма и гуманизма, тема чистого, открытого человеческого сердца сейчас, как никогда, актуальна.

Над художественным оформлением спектакля работал художник Владимир Королёв, уже давно известный орловским зрителям. На сцене мы видим мрачную конструкцию из тяжёлых железных щитов, иные из них даже напоминают щиты омоновцев. Это тюрьма, в которую стражники, одетые в длинные кожаные глухие плащи, вводят Сервантеса, на которого ополчилась инквизиция. Сервантес (Максим Громов) внимательно рассматривает своих сокамерников: воров, убийц, продажных женщин. Они устраивают ему свой, тюремный, суд, и он вынужден защищаться. Его защита — его литературное детище, его «Дон Кихот», события, которого он разыгрывает прямо в тюрьме, и помогают ему в этом те же воры и убийцы. Окружение Сервантеса весьма живописно: художник спектакля облёк заключённых в стилизованные лохмотья, те же кожаные плащи, отсылающие нас в американские рок-девяностые. Главный оппонент и прокурор Сервантеса на самосуде Герцог (Сергей Козлов) в шинели и кепи а-ля милитари в импровизированном Сервантесом действе о Дон Кихоте превращается в доктора Каракаса — невозможно забавного персонажа в нелепых штанах, очочках и квадратной академической шапочке с кисточкой.

Итак, спектакль в спектакле начинается. Первый же вокальный номер, который исполняет Сервантес (он же Дон Кихот), заводит зрителя и прямо влюбляет нас в главного героя — высокого, красивого, с тонкими чертами лица.

— Это я, Дон Кихот! Человек из Ламанчи! — поёт наш рыцарь.

Актёру Максиму Громову удалось создать образ тонкого, честного, бесстрашного человека, который стремится к высоким идеалам. Это только внешне, для суетного мира он кажется смешным и нелепым, наивным дурачком, но за всем этим — чистая любовь, смелое сердце, внутренняя культура, благородство. Очень необычно обыграны в спектакле рыцарские атрибуты главного героя и его спутника Санчо Пансы. Верный конь Росинант рождается на глазах у зрителей из... табуретки, метлы и сапога. А худенький слуга Сервантеса (Андрей Григорьев) превращается в Санчо Пансу, подложив под рубаху толстенный живот, а вместо осла сойдёт и кресло с колёсиками. Эти превращения на глазах у зрителя относят нас во времена средневекового театра, к ярмарочным представлениям.

Бродяги и убийцы тоже переодеваются в течение спектакля. Так, вожак тюремной банды (Михаил Артемьев) становится хозяином постоялого двора, а в роль его супруги мгновенно входит одна из бродяжек (Олеся Балабанова).

Альдонса (Елена Симонова), а для Дон Кихота только Дульсинея, прислуживает на постоялом дворе, её постоянно окружают полупьяные погонщики, которые требуют от неё любви. Она груба и непрерывно ругается, но её огрубевшее сердце постепенно расцветает. Эти метаморфозы хорошо заметны в вокальных номерах Дульсинеи. Достаточно сравнить её первые арии и танцы с погонщиками с лирической, трогательной арией в финале спектакля.

Конечно, одна из изюминок спектакля — это танцевальные номера (балетмейстер — заслуженный артист Украины Олег Николаев). Артисты показывают целые пластические спектакли в массовых танцах. Очень эффектна сцена сражения Дон Кихота с ветряными мельницами. Причём никаких чудо-технических средств здесь нет — только пластика актёров и световые эффекты. Танцевальные движения актёров выражают даже их эмоциональное состояние в разные моменты спектакля.

На наш взгляд, лишней в театре для детей и молодёжи стала сцена с изнасилованием погонщиками Дульсинеи. Никакого ханжества! Но на этот спектакль могли бы ходить шестиклассники (именно в этом классе их знакомят с великим романом Сервантеса).

Прекрасна сцена ночного бдения Дон Кихота перед посвящением в рыцари. Железные щиты раздвигаются, свет гаснет, и на заднике сцены перед зрителями разворачивается настоящее звёздное небо, видны только силуэты Дон Кихота и Санчо Пансы.

Финальные сцены — трогательные и щемящие. Альдонса у одра умирающего рыцаря больше не хочет быть Альдонсой, она пламенно заявляет, что она Дульсинея. Цинизм у дамы сердца Дон Кихота оказался напускным, впрочем, также, как и у тюремных коллег главного героя. Гуманизм побеждает цинизм! В финале у многих зрителей на глаза наворачивались слёзы — спектакль сумел разворошить и наши сердца, забывшие об открытости, взаимопомощи, чистой любви...

Отметим, открытие сезона в этот раз вышло несколько необычное. Ведь «Люди Ламанчи» — прощальный спектакль худрука Александра Михайлова, который служил в театре «Свободное пространство» несколько десятилетий.

Михайлов ушёл из театра по собственному желанию, он переезжает жить в другую страну. После спектакля, после бурных аплодисментов и цветов на сцене собралась вся труппа театра. Артисты приготовили своему режиссёру песни, стихи и крепкие прощальные объятия. Обнявшись, они закрыли собою режиссёра, будто упрашивая не уезжать. Многие не скрывали слёз...

Слова искренней благодарности со сцены сказал Александру Михайлову первый заместитель губернатора и председателя правительства Орловской области Александр Бударин, который не пропускал ни одной театральной премьеры в Орле. Он назвал режиссёра «рыцарем театра», рассказал о совместных планах проведения в Орле фестиваля «LUDI» и вручил Александру Михайлову грамоту и почётный знак. Тёплые слова сказал режиссёру также председатель Орловского отделения Союза театральных деятелей Павел Легкобит.

Марьяна МИЩЕНКО

https://regionorel.ru/novosti/culture/teatr_svobodnoe..

11.09.2017

Купить билет