Информационный портал InfoOrel о премьере трагикомедии «ДУРОЧКА И ЗЭК»
4 сентября театр «Свободное пространство» открыл новый, 39-й театральный сезон. Площадкой для первой большой встречи со зрителем после долгого расставания стал Дворец пионеров и школьников им. Ю.А. Гагарина.
Камерное открытие сезона прошло ещё 27 августа. И тоже — премьера. Моноспекталь «Были слёзы — больше глаз» по произведениям Марины Цветаевой (режиссёр Александр Михайлов, исполняет Валерия Жилина). Спектакль в исповедальной тональности уже успели оценить орловские зрители, посетившие концертный зал областного Центра народного творчества, а также гости Дома-музея Марины Цветаевой в Москве (здесь показ состоялся 10 сентября). Об этой интересной сценической работе мы ещё расскажем. А пока — о «Дурочке и зэке».
Над новым спектаклем трудились режиссёр Александр Солопов, постановщик Александр Михайлов, художник Мария Михайлова. Материалом взяли пьесу «Дурочка и зэк» драматурга Владимира Лидского. Автор был в числе увидевших премьеру из зрительного зала.
Постановка «Дурочка и зэк» в орловском театре стала российской театральной премьерой. 17 сентября этого года свою версию «Дурочки и зэка» представит также столичный театр «Школа современной пьесы».
У пьесы незамысловатый сюжет: как завязывается и к чему приводит знакомство одинокой 40-летей простушки с непростой судьбой (заслуженная артистка России Елена Шигапова) и самого настоящего зэка (артист Николай Рожков), только не отъявленного мерзавца, а воришки, к тому же, искусно врущего, прямо-то таки в духе Хлестакова, только на новый лад. Самое интересное — это игра актёров, зарождение взаимной приязни, попытки зэка скрыть своё прошлое, то и дело проступающее через его лексикон в виде тюремных жаргонизмов.
Мир, в котором живут герои, нескучный, цветной (сцена оформлена намеренно в ярких тонах), хотя их жизнь, по сути, интересна, только если рассматривать её такой, как представил Дурочке Зэк — обогащённой богатой фантазией. Настолько богатой, что единственным недосягаемым предметом желаний главного героя как будто остаётся только Пальма-де-Майорка: везде он был, а там — пока нет.
Получается, что через постановку раскрываются две ипостаси личности. Первая — человек как субъект социальных связей и взаимоотношений. И тут всё чётко: дурочка — значит, дурочка, зэк — значит, зэк. Обратите внимание, что сами эти слова имеют коннотативное значение, подразумевающее некоторую степень негативного восприятия, означают эдакую ущербность личности в социальном смысле. Но есть более высокий план — надсоциальный, гуманистический. И здесь порядочным и хорошим человеком может стать тот, кто заставит другого поверить в свои силы, пусть и наврёт с три короба, но ложь будет фантастической, просто ирреальной и — безвредной, почти сродни художественному вымыслу. Или настоящей королевой сможет стать та, кто доверится своему сердцу, вопреки рассудочным доводам Тёти (заслуженная артистка России Нонна Исаева).
Зэк, словно по привычке, как по сценарию, который наизусть знает Тётя, забирает из дома серебряные ложки. Но возвращается. Последнюю сцену из этой тривиальной истории переписывает... любовь. И можно ли осуждать человека за то, что он, вдохновлённый этой, может единственной в жизни искренней встречей, нарисовал своей любимой крылья, на которых та воспарила над бытом, ощутила такой посыл бытия — быть счастливой и дарить счастье другому?.. На наших глазах маленький человек набирает силу, и на смену живому юмору приходит сострадание.
Наверное, самое дорогое в этом простоватой, на первый взгляд, «милосердной трагикомедии» (так определяется жанр спектакля) — каждый раз новое переживание героями вместе со зрителем волнующего момента сбывающейся мечты о счастье (сцена, где герои предстают в образах жениха и невесты).
«Свободное пространство» по-прежнему ждёт окончания «юбилейного» ремонта. У труппы — прибавление в лице шести выпускников актёрского курса ОГИИК под руководством заслуженного артиста России Валерия Лагоши. Как рассказал художественный руководитель театра, этот сезон проходит под знаком современной пьесы. До нового года зрителей ожидают ещё три новых спектакля: сказка «Али-Баба и сорок разбойников» (режиссёр Владимир Акулов), трагикомедия «Спасти камер-юнкера Пушкина (режиссёр Сергей Пузырев) и мюзикл Александра Журбина по пьесе Агаты Кристи «Мышеловка» (режиссёр Александр Солопов). Запланированы и читки новой драмы.
У орловского театра расписан и гастрольный график: впереди встреча со зрителями Гомеля, Воронежа, Липецка, Пензы, Тулы. Моноспектакль Валерии Жилиной покажут в программе театрального фестиваля в Висагинасе (Литва) и на фестивале «Театральный дивертисмент» в Израиле.
Будем следить за театральными событиями.
Ирина Крахмалева
Источник: http://www.infoorel.ru/news/news.php?news_id=33603
13.09.2015