Впечатления

Спектакль «УКРАДЕННОЕ СЧАСТЬЕ» был представлен на театральном форуме «У золотых ворот» во Владимире.

С 16 по 30 сентября во Владимире проходит Всероссийский театральный форум-фестиваль фестивалей «У ЗОЛОТЫХ ВОРОТ», на котором можно увидеть спектакли различных театров России и мира. В работе форуме принимает участие и театр «Свободное пространство».

Иван Франко «УКРАДЕННОЕ СЧАСТЬЕ».

Орловский государственный театр для детей и юношества «Свободное пространство».

Постановка Линаса Мариюса ЗАЙКАУСКАСА.

Художник — Маргарита МИСЮКОВА.


«Не скрою, мы с любопытством и нетерпением ждали этого дня, чтоб узнать, как же самую известную — страшную, душную, бытовую — драму классика украинской литературы Ивана Франка поставил Линас Зайкаускас!.. Зайкаускас, которого — благодаря постановкам у нас «Короля Лира» и «Пяти вечеров» — мы вполне заслуженно считаем нашим. Творческий почерк его весьма характерен: Линас виртуозно сочетает принципы русского психологического театра с литовской эстетикой театра формы — «зрелищным перформансом». А ведь неслучайно так востребованы, как пронзительно и страстно работают в российском театре литовские режиссеры — Эймунтас Някрошюс, Римас Туминас, Миндаугас Карбаускис, Гирт Эцис? Да, мы не ошиблись. Режиссёр использовал самые тонкие приёмы психологического театра. Горькая история о том, как корысть и ложь братьев Анны сломала до самого дна жизнь и ей, и любившему её с юности Михайло Гурману, и её мужу, Миколе Задорожному, за которого её выдали насильно, обманом. Поистине — шекспировские страсти! Достоверность и накал страстей, с какими проживает роль смешного поначалу, добродушнейшего Миколы Задорожного заслуженный артист РФ Валерий ЛАГОША — настоящее зрительское потрясение. Да и актёрский ансамбль в спектакле отменный: даже в массовке каждый селянин живой и яркий. Причём театр формы присутствует безусловно, и не только в органичной и метафоричной сценографии Маргариты Мисюковой. «Пришла беда — отворяй ворота!» — невольно формулируется в сознании, когда дверью в хату Миколы и Анны Задорожных оказываются широченные двустворчатые роковые ворота... Режиссёр сочинил иной финал пьесы. У автора смертельно раненный Михайло Гурман, умирая, берёт вину на себя. У Зайкаускаса это «неожиданно» делает Анна (Светлана НАРЫШКИНА), убеждая мужа, что за убийство она будет наказана не так сурово, как он. Поскольку она беременна да и страстно любимого своего Гурмана (Сергей ПУЗЫРЁВ) готова представить следствию как насильника, использовавшего служебное положение — власть жандарма... Но когда её арестовывают и уводят, Микола — не в состоянии совладать с отчаянием. И из того же ружья, орудия возмездия, убивает себя. Последнее слово — «Анна!». Сентиментальная и довольно сомнительная концепция полностью искупается высочайшим мастерством исполнителя роли и общей чарующей атмосферой спектакля«.

Татьяна ЛАВРОВА

* * *

Знаете, бывают такие в зале, кто не в курсе, чем кончится «Ромео и Джульетта» или еще какая-нибудь всем известная история. Тот случай, когда изыски режиссуры, новое прочтение материала и т.п. не выходят не то что на первый, а ни на какой план, т.к. судить об этом такому неподготовленному зрителю очень трудно. Он просто переживает за героев. Конечно, даже такие догадываются, что появившаяся в первом акте винтовка скорее всего выстрелит в финале... Но! Знать наверняка они этого не могут. Вот и ждут развязки.
О чем спектакль? Об украденном счастье? Если название неслучайно, то, видимо, об этом.
О том, что жили-были в каком-то селении молодые и красивые, полюбившие друг друга Анна да Михайло. И жить бы им поживать да добра наживать, но вмешались злые братья да сгубили сестре жизнь молодую, разлучив ее с избранником да выдав замуж за немолодого и нелюбимого Миколу. А Михайло ушел на войну да сгинул там. А коли так, то не все ли равно, с кем век свой доживать да добра наживать. Вот и встречаем мы главную героиню с таким прошлым и настоящим у ворот своего дома, где она ждет мужа с работы, а потом, дождавшись, принимается ухаживать за ним... и открывается нам привычная доля мужниной жены. Выходить, если избит, накормить, коли голоден, спать уложить, промолчать или поддакнуть. Тем более муж все в дом, все для нее... Монета к монете. Жену свою Микола любит, но детей нет... хоть и спят вместе.
Дитё у нее будет, но не от мужа. А от вернувшегося вдруг с того света Михаила. Разбудил он ее, заживо, по его же словам, в этом доме похороненную. Разбудил вместе со страстью и лихо, долго дремавшее. И пошло оно по деревне гулять... людей ссорить... друг с другом сталкивать... сплетнями оплетать... верёвками по рукам и ногам вязать, а то и петлю на шею накидывать... Главные соперники в битве за Анну — муж Микола и любовник Михайло — друг друга стоят и у каждого своя правда и свое оружие в руках... Михайло, олицетворяющий молодость и власть, ходит в жандармской форме и всегда с ружьем, пользуется своим положением, держит всех в кулаке, но отними у него внешние атрибуты силы, и кем он окажется? Домашним тираном, самцом без души и сердца?
Зато у Миколы, пережившего несправедливые обвинения и отпущенного «как будто» из тюрьмы, в борьбе за жену нет ничего, кроме его большого, огромного сердца! Он его буквально кладет к ногам Анны, но только сердце это изо льда... А ледяное и разбить легче. Или это Анна свое сердце вдребезги разбила, наступив на него каблуком?! «Что ты мне сердце рвешь, Микола?»- «Потому рву, что моё рвется». Сколько ни старался, не удалось Миколе растопить ее холод. Смирная и податливая некогда, нынче жена его как белоснежная Снегурочка. Для одного неприступная, для другого в огонь готова прыгнуть, стоит лишь приказать...
Все эти повороты сюжета словно списаны с народных сказаний, носят ярко выраженный фольклорный характер, неудивительно, что перемежаются сцены спектакля прекрасно исполненными народными песнями, которые придают повествованию глубину и достоверность. Песни эти не писатели сочиняли, песни эти из жизни начало свое берут.
Музыкальное оформление спектакля прекрасное. Есть там и пронзительная тема, это уже (хоть программку я и не купила) явно работа композитора... В самые драматические моменты звучит эта тема, заставляя нас подняться над бытом и разглядеть в этом мужике в штанах с дырой на коленке и в портянках — романтика. Как он в ответ на отказ жены, берет веревку и связывает себя с ней- в последний раз пытаясь донести до нее, что «муж и жена одна сатана», что жить без нее он не хочет и не сможет..
Но она связала себя уже с другим. И тут уж да- наднациональные, надвременные- любовные треугольники, человеческие трагедии, можно и Шекспира вспомнить и кого-нибудь еще из великих. Но нужно ли?
Вносит свой вклад в успех спектакля и сценограф. Огромные ворота разделяют пространство сцены на два мира. Мир свой и мир чужой. Здесь дом, кровать с периной и подушками, стол с простой, но вкусной едой, коромысло и ведра, сундук с добром, свое, кровью заработанное... Там- за воротами- зимняя стужа, работа в лесу, староста, который может забить до смерти неугодного, соседки, язык которых без ножа зарежет, и самое страшное- там ночь, из черноты которой ступает на светлый и чистый порог родного дома несущий беду гость... Старая любовь вернулась отомстить за украденное счастье.
Есть один предмет на сцене, который объединил в себе звук и реквизит. Это — водка. Смешно и одновременно противно булькает она в горле неприкаянного Миколы. Звучно льется в стаканы из бутылки, когда Михайло берется угощать. Русским натюрмортом завершается одна из сцен, когда в черном квадрате проема распахнувшихся в который раз в темную бездну ворот серебрятся под лунным светом и белыми снежинками три стакана и стеклянная бутыль.
Нет, не сообразить на троих этой компании, где никто никого не уважает. И вот уже на авансцене мурлыкает себе что-то под нос спившийся «романтик» Микола, подыгрывая себе на странном музыкальном инструменте. Наполненные разным количеством горькой бутылки издают музыкальные звуки. Но чтоб настроить этот инструмент, нужно очень точно рассчитать объем жидкости. То из одной хлебнет, то из другой... А все фальшиво получается, потеряна гармония жизни... Потеряно нажитое годами добро... Вот уже и лошадей Микола продал, а хомут надел себе на шею... Чем ближе к финалу, тем меньше остается на сцене предметов декорации... Все пропало... у пропащих людей...
В конце уже ясно, что счастливого конца не будет. И быть не могло. Так как никто не хотел уступать. Даже в таком вопросе, как кому отвечать за совершенное убийство.
Благородные ли мотивы движут героями в финале или напротив корыстные, хоть корысть и своеобразная. Ясно одно- Михайло убит, а Анна и Микола не жильцы.
Повисает вопрос о неродившемся еще младенце... Но это из серии «открытый финал».

Спектакль поставил Линас Зайкаускас. Его постановка ничем не напоминала мне литовский метафорический театр или любимые спектакли Туминаса. Някрошюса и Карбаускиса я знаю меньше, но и те работы, что я видела у них, мне ничто не напоминало.
И не требовалось! Этот спектакль хорош сам по себе, без сравнений и обобщений. Возможно, одна из главных заслуг режиссера, что он смог не задавить, а высветить таланты актеров Орловского театра «Свободное пространство». Я так понимаю, он работал с ними как приглашенный режиссер. Мне очень понравился актер, исполнявший роль Миколы. Но это не было соло на фоне массовки. Прекрасный актерский ансамбль. Заслуженное «Браво» и цветы в конце.

Наталья КОСТОЧКИНА

* * *

Полный зал, на сцене Иван Франко «Украденное счастье» от Орловского государственного театра «Свободное пространство» в постановке Линаса Зайкаускаса. Режиссер уже знаком владимирскому зрителю по спектаклям «Король Лир» и «Пять вечеров», его спектакли узнаваемы- очень психологичны и метафоричны, на сцене много говорящих деталей, символов; его работы тяжеловесны, выворачивают душу наизнанку, каждый его спектакль своего рода проверка:Как вы там,мои дорогие зрители, душой не зачерствели? способны еще чувствовать?... и вы проживаете вместе с героем его сценическую жизнь. Режиссер выбирает для постановок драмы-личные/семейные-всегда переломные, после них как прежде уже не будет...
Любви Анны и Михайло не суждено было сбыться: братья обманом сосватали сестру за другого, а ее любимого — в солдаты в Боснию, где он якобы погиб. Убитая горем, мертвая душой, Анна живет с нелюбимым мужем, хотя муж ей достался не самый плохой, а даже наоборот — Микола ее любит, от души, по настоящему, насколько он умеет, искренне, жалеет ее, он добродушен и беззлобен, чист и наивен, как ребенок...маленький, плюгавенький, порой смешной, он не ровня красавице-Анне...но у него огромное сердце и он, как умеет, сохраняет их мирок, теплом веет даже от того, как он называет жену "Аннушка«...Актер Валерий Лагоша играл Миколу на разрыв аорты, это высший актерский пилотаж...Я бы, наверное, оттаяла, если не полюбить, то сумела бы быть благодарной...Неожиданно на пороге их дома появляется Михайло-он выжил в Боснии и стал жандармом, он ожесточился и намерен вернуть свое украденное счастье, свою Анну...именно «Анна» только так от него звучит ее имя...Красивый, статный, брутальный, он подчиняет и властвует...Анна вся его, и любовь их страстная, животная, бесстыдная...Михайло втоптал в грязь мир Миколы, унизил его до предела, и это рождает бунт доброго и мягкого человека-он становится судьей и палачом для него...Но сам не в силах нести бремя убийцы, это против его доброй природы, он другой...и даже погибает он с именем жены на устах...Весь спектакль мне не хватало воздуха, тяжело...украденное счастье никому счастья не принесло...

Татьяна http://gloriya-ya.livejournal.com

26.09.2016

Купить билет