О спектакле театра «Ланжерон» (Харьков, Украина) «ПИСЬМО БОГУ»
Елена Владимировна ЧИЖМИНА об одной из самых ярких и талантливых постановок 6-го международного фестиваля камерных и моно спектаклей «LUDI»
«Письмо Богу»
Театр «Ланжеронъ». Харьков. Украина.
Как плачет камень
Люди по-разному переживают утраты. В спектакле «Письмо Богу» (режиссёр Галина Панибратец) — два героя, у которых в военные годы фашисты казнили семью. Капитан Побойня с тех пор «окаменел». Внутри. После войны он работает начальником милиции в Севериновке. Он — часть монолита под названием Государство. Возможно, это и помогло ему не сломаться. Лемарес, напротив, «слетел с катушек», случайно оставшись в живых после массового побоища евреев. Его жена и сыночки погибли вместе с двумя тысячами евреев, живших в этом местечке.
Спектакль парный, но по концепции, как объяснила режиссёр, моноспектакль. Говорит только Лемарес (заслуженный артист Украины Виталий Бондарев), а капитан — всегда молчащая глыба (артист Юрий Лавров), несмотря на то, что он двигается, играет на баяне, даже улыбается под конец.
Лемарес появляется перед зрителем с улыбкой — такой искренней, детской, немного виноватой — как же, остался жив, когда родные погибли. Ужас и боль потери не уйдут никогда. Но Лемарес живёт и улыбается — Солнцу, весне, кричит от наслаждения, моясь в бане. И ещё пишет письмо Богу: у него совсем нет денег, чтобы отметить Пейсах — еврейскую Пасху. Человек чувствует себя ничтожной песчинкой, потеряв родных, потеряв, по сути, свой народ. Ему остаётся надеяться только на Бога. Но государство добивает душу, запрещая всякую веру. И всё-таки Лемарес пишет письмо «товарищу Богу», держа в голове все запреты и условности, навязанные Советской системой. Учитывает и тот факт, что письмо может быть прочитано «органами».
Письмо прочитано начальником милиции, «каменным» человеком, чётко выполняющим все указания партии и правительства. Побойня вызывает Лемареса. Таясь от подчинённых и громко распекая Лемареса, тихо даёт ему деньги, чтобы тот достойно отметил запрещённый праздник.
Виталий Бондарев рассказал, что «обрыдался над каждой строчкой рассказа» Анатолия Крыма «Письмо Богу» и ему очень захотелось воплотить образ Янкеля Лемареса на сцене.
Мне, как зрителю, повезло увидеть эту работу. После спектакля мы говорили с Галиной и Виталием о том, что, несмотря на все «политики» люди должны оставаться людьми.
Интересно, что режиссёр определила тему спектакля так: «как два одиноких человека помогли друг другу». Капитан милиции сунул Лемаресу деньги, и не дал «хода» его делу. Понятно — помог. А полоумный Лемарес — Побойне? Чем помог?
Говорят, что от хандры и горя есть верное средство — пойти в онкологическую больницу и пообщаться с пациентами. Возможно, ту же роль сыграл Лемарес для несчастного капитана. Рядом с тем, кому в сто раз хуже, о своём горе забываешь.
Спасибо харьковскому театру «Ланжеронъ» за талантливую постановку и за разговор о самом важном.
Елена Чижмина, член Российского авторского общества
05.06.2016