К юбилею фестиваля «Отражение»

Спектакль театра «Свободное пространство» участвовал в театральном фестивале «Atspindys», прошедшем в октябре в литовском городе Висагинас.

Международный фестиваль моноспектаклей «Отражение» («Atspindys»), закончившийся на днях в Висагинасе, пришёл в город бывших атомщиков вместе с Бабьим летом. Многие уверены, что это, ставшее уже традиционным совпадение по времени праздника природы и театра, никогда не закончится.

Участников юбилейного — десятого — фестиваля, как и всегда, гостеприимно встретила мэр Висагинаса Даля Штраупайте, давно уже названная крёстной мамой фестиваля. В этот раз она приготовила особый сюрприз — новый зал, специально оборудованный для театральных постановок, которого, к слову, ждали 10 лет.

По случаю юбилея организаторы решили пригласить всех лауреатов «Отражения», устроить уникальный парад звезд. И он удался! Всеволод Чубенко, Бируте Мар, Ирина Евдокимова, Виолета Комар, Валерия Жилина... 

В.Чубенко вновь вызвал бурю восторга полюбившимся зрителю «Кысей». Любвеобильный и драчливый питерский кот на проверку оказывается верным другом, всегда готовым к новым авантюрам и нoвым вызовам судьбы.

Ирина Евдокимова, восхитившая зрителей даром уникального перевоплощения в инсценировке повести Нины Берберовой «Аккомпониаторша», в этот раз привезла вокальный концерт, в котором звучали старинные русские романсы, песни А. Вертинского, В. Высоцкого, А. Дольского, Эдит Пиаф и Шарля Азнавура, а также оперные арии. Чтобы ни пела И.Евдокимова, она никогда не забывает, что является драматической актрисой. Поэтому каждое музыкальное произведение становится и небольшим драматическим произведением, автономной ролью, как, скажем, позабытый шлягер кабаре из «Человека-амфибии», который вдруг превращается в джазовую синкопу...

Спектакль «Дива» польской актрисы Виолеты Комар не только лауреат прошлого фестиваля в Висагинасе, но и Нью-Йоркского (2011 г.). С Меккой мирового искусства связан и важный этап в жизни актрисы: учеба в Нью-Йоркской киноакадемии, позже — уроки мастерства. Сегодня уроком актерского мастерства стала её «Дива».
...Известная певица, любимица Тосканини, попав в гетто Лодзи, поёт гестаповцам самые рафинированные оперные арии... Нагая, на стуле. Она выживает. Возносится к оперному Олимпу, выступает в Метрополитен опера. Лицо молодой актрисы — под толстым слоем белого грима.


Платье из белого плотного шелка, укарашенное чёрными страусиными перьями, — будто надёжный панцирь для глубоко спрятанных чувств. Наблюдать за тем, что сокрыто, идти туда, куда ведет тончайшая нить Ариадны , — такое качество соучастия предлагает талантливая актриса зрителю, надеясь, что он — тоже талантлив.

Другую звезду польского театра — Януша Столярского, уже в течениe 20 лет ставящего и играющего моноспектакли, ждут на всех фестивалях моноспектаклей в мире.

«Йов — мой друг» — это спектакль где библейский сюжет в философскую гиперболу, которую для сцены приспособила жена артиста Рената Столярска. Исполнитель ограничивается минимальным текстом, концентрируя внимание на выразительном языке тела, свето- и видеоэффектах (Томаш Ярош).
Столярский играет не саму библейскую легенду, а ее результат — героя, унесённого в ад мук и сомнений, мучительно ищущего ответ на душераздирающий вопрос: каков смысл всех посылаемых ему испытаний? Стойко ли он вынес все испытания или был унижен? Достойны ли венца победы самые жестокие потери?


Йов—Столярский прикасается к фундаментальнейшим философским вопросам. Кто есть человек? В чем его человеческая сущность? Может ли он противоречить Богу? Где черта бесконечной покорности?

Молоденькая и очаровательная актриса из Орла Валерия Жилина, когда-то заставившая висагинцев плакать на спектакле «Наташина мечта», на этот раз привезла спектакль по стихам и «Повести о Сонечке» М.Цветаевой с сентиментальным названием «Слезы больше глаз».

Спектакль актрисы Валерии Жилиной и режиссера Александра Михайлова засиял ярко и самобытно.

Актриса, одетая в сероватое платье лаконичного покроя, из тяжело падающего шелка, выглядела скульптурно выразительно. Она блистала на сцене, представая перед публикой во всё новых образах: здесь сама Марина, здесь — Сонечка, здесь — Павел Антокольский и — даже сам Вахтангов!
И совершенно новое знакомство для висагинцев — украинская актриса Лидия Данильчук, представившая спектакль «Ричард после Ричарда» (по «Ричарду III» У. Шекспира).


Новый тиран наших дней выходит на сцену, волоча за собой большой чёрный мешок — кажется, там головы его врагов. Оказывается — кочaны капусты.

В центре сцены к магнитному диску прикреплены 12 острых кухонных ножей, чья проекция в глубине сцены выглядит как яркое солнце (Сталина).

Оказалось, что автор этой многозначной метафоры — сама актриса, использующая остро наточенные ножи по их прямому назначению. Взмывает гильотина, крошатся и разлетаются капустные головы.

Жажда безграничной власти и инспирируемая ею жестокость, актуальны как никогда. Тиран, втянутый в круг постоянных убийств, не может остановиться, иначе будет уничтожен сам.
Текст пьесы звучит на украинском, английском и французском языках. Абсурдные, ни к чему не ведущие убийства происходят во всем мире. Нам говорят: защищаются права человека, а мы знаем: идет борьба за власть.


Отдельный блок фестиваля составило творчество новейшей лауреатки Нобелевской премии Светланы Алексиевич. По ее «Чернобыльской молитве» моно спектакль сыграла артистка Сургутского театра Анна Махрина, а по «Время Secand hand » — Елена Дудич и Владимир Петрович из Могилевского драматического театра.

Тексты Алексиевич потрясают. Поднять их до моноспектакля особенно удалось режиссеру Линасу Зайкаускасу и актрисе Анне Махриной (Сургут). В Висагинасе на месте атомной станции прозу Алексиевич, основанную на реальных рассказах, открытым нервом передает талантливая актриса, вызывая не только человеческое сочувствие, но и размышления: в безопастности ли мы сегодня? Тем более, что четверть века спустя, мир потрясла трагедия Фукусимы. Подзаголовок «Чернобыльской молитвы» — хроника будущего — предупреждает: не являемся и никогда не будем в безопасности.
Особый шарм висагинскому театральному празднику придали «настоящие» иностранцы: француз Боб Дантонель и британец Пип Уттон.


Конечно, большая беда общения — языковый барьер. Бобу несколько помогает искусство миманса (ученик Марселя Марсо), а Пипу — универсальные сюжеты его спектаклей: «Чаплин», "Реквием Сальери«и др.

Боб, желая выразить восхищение украинской актрисой Лидии Данильчук, после спектакля на двери ее гримерки повесил свою «арафатку». На следующий день украинка появилась в подарке Боба.

Фестиваль, длившийся четыре дня, логически завершился «Спектаклем после спектакля» каунасца Александраса Рубиноваса. Спектакль родился из личного профессионального опыта самого актера и его отца, замечательного режиссера Станисловаса Рубиноваса. Они его собрали, как камешки, выложенную в одну многоцветную мозаику Дайвой Чяпаускайте.
Аудроне ЯБЛОНСКЕНЕ

Источник:
http://www.obzor.lt/news/n18237.html

25.10.2015

Купить билет