Новая победа!

Продолжается успешная фестивальная жизнь моноспектакля Валерии Жилиной «БЫЛИ СЛЕЗЫ БОЛЬШЕ ГЛАЗ»

Продолжается успешная фестивальная жизнь моноспектакля Валерии Жилиной «БЫЛИ СЛЕЗЫ БОЛЬШЕ ГЛАЗ» по произведениям Марины Цветаевой. На недавно завершившемся XIV международном театральном фестивале "Царь-Сказка«/KINGFESTIVAL в Великом Новгороде спектакль получил «Красный приз» от Центра развития туризма «Красная Изба».

Из онлайн-дневника фестиваля:
«Шутки шутками, а Орловский театр для детей и молодежи «Свободное пространство» внезапно показал такой тип спектакля и зашкаливающе высокий уровень художественного мастерства, который, кажется, почти исчез из драматического театра. Режиссёр Александр Михайлов обратился к «Повести о Сонечке» Марины Цветаевой, превратив её поэтично-мемуарную сущность в оглушительно звенящий миф о мире искусства на краю развернувшейся исторической пропасти. Взахлеб пытаясь задержать исчезновение целой эпохи, моноспектакль «Были слезы больше глаз» сам становится уходящей натурой.

Невероятно одарённая, скульптурно выточенная актриса Валерия Жилина остаётся один на один с нервным, болевым, мученическим цветаевским текстом. Режиссер позволил ей лишь слегка прикрыть артистическую наготу характерностью в передаче диалогов героев. Но это больше даже для того, чтобы зритель не запутался, когда кокетливо дребезжит Сонечка Голлидэй, баском иронизирует Владимир Алексеев, а когда в интонациях античной героини разлетается строфами сама Марина Цветаева.

Несмотря на то, что в спектакле, звучащем как скоростной монолог, минимум сценического движения, актриса использует очень точные пластические средства. Это может быть отзвук из той далекой театральной эпохи первых десятилетий XX века — монументальная поза, почти на котурнах. Или изящные женственностью жесты, поддерживающие, опережающие, углубляющие сплетенные в тугой комок чувства. Даже блестящие в глазах слезы останавливаются за шаг до границы с бытовым миром. Молодое и прекрасное лицо — зеркало для стихийной девочки, зрелой поэтессы и внезапно состарившейся, со стёртыми чертами рассказчицы из 1937 года.

Спектакль соткан из того, что практически невозможно описать. Можно лишь прожить за краткое время краткие жизни людей, которые не просто ушли в историю, они в ней погибли. При этом Белая гвардия, как неумолимый рок вырывающая героев повествования из артистической среды — это мифологическая сила, не имеющая отношения к действительности. Документальная боль Цветаевой растворяется в художественном осмыслении авторами спектакля истории о хрупком мире искусства, сдающемся, рассыпающемся под натиском грубого, несправедливого, варварски жестокого слома эпох. Художник Александра Михайлова отгораживает героиню деревянной стенкой, и на ее эмиграционной нищете видны следы пуль от расстрелов. Но пустая железная кровать, на которую, по-детски поджав ноги, на сентиментальной ноте взберётся Марина — белая, с кованым изголовьем. И символика её серенького рубахи-платья тоже очень проста — вскинув в декламационном жесте руки, она превращается в распятие.

Время странных людей, чувствующих и мыслящих с надрывом, износом, приносящих себя как очистительную жертву, возвращающие античный пафос, а за ним — катарсис, воскресло в спектакле «Были слезы больше глаз». Такое искусство не цепляется за жизнь, не спорит с актуальным и модным. Если оно востребовано творцами, то проложит широкую тропу к зрителю. Когда страдание откликается состраданием — это счастье для художника".


А теперь спектакль ждет встреча со зрителями Международного театрального фестиваля в Македонии.

02.05.2017

Купить билет