На сцене - классика

Минский государственный молодежный театр показал на сцене «Свободного пространства» спектакли по И. Гончарову и А. Островскому

Белорусский государственный молодежный театр 22 сентября представил на сцене театра «Свободное пространство» спектакль по пьесе Ивана Гончарова «Обыкновенная история». Минские актеры с первых минут сумели заворожить публику своей игрой, а в финале зрители долгое время не хотели отпускать их со сцены, устроив продолжительные овации.

«Обыкновенная история» — остроумная и трогательная, но вместе с тем, как уже подсказывает название, простая и банальная. Случалась она во все времена, хотя и обрела рельефную форму в конце 19 века. Минский театр показал на сцене орловского ТЮЗа столкновение двух парадигм, двух мировоззрений, двух характеров — «отцов и детей», извечно спорящих, извечно не желающих друг друга слушать, извечно пытающихся друг друга облечь в свое ярмо. Реалист, представитель натуральной школы, Гончаров тонко подмечал психологию двух поколений. В отличие от Тургенева, он не придавал большого значения «политическому» в литературе, все больше концентрируясь на жизни вне ее, на живых, полных мирских забот людях.

История, рассказанная им, мастерски интерпретированная народным артистом Северной Осетии-Алании Модестом Абрамовым и сыгранная Константином Коваленко и Евгением Ивковичем — история нас с вами. История наших чаяний и мечтаний, история их крушения о рифы сурового прагматизма и душевной глухоты.

17-летний Саша Адуев — тонкий лирик, романтик и юный мечтатель, исполненный благородных идеалов молодости едет в Петербург к своему дяде Петру Ивановичу. Абсолютному антагонисту характера Саши. Петр Иванович — богатый и известный в городе человек. Он чем-то напоминает тургеневского Базарова. Так же циничен, такой же закостенелый материалист, которому чужды «души прекрасные порывы». Однако ж — нигилистом его назвать нельзя. Дядя провинциального героя знает счет деньгам, он прагматик и соискатель выгоды. Ему непонятен духовный мир Саши, ему претит его занятие поэзией, литературой. В одной из сцен Петр Иванович повелевает своему слуге использовать рукописи Саши утилитарным манером: поклеить стену, вместо обоев.

Сам Саша поначалу, кажется, не придает особого значения сумасбродству дяди. Он полон сил, он «понял волнения этой разумной деятельной толпы» и хочет действовать. Его лозунг по жизни, с которым он шел там, в провинции, в деревне Грачи со своим другом Поспеловым — пушкинское " Пока свободою горим. Пока сердца для чести живы. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!«. Однако на поверку выясняется, что порывы эти настолько иллюзорны, что жить с ними становится невыносимо. В этой реальности они как будто обуза. И Саша не может пока объяснить себе, почему так происходит. Он то и дело наступает на грабли разочарований: в работе — сталкиваясь с крючкотворцами-чиновниками, у которых нет места для творческой импровизации, ведь это «нарушает порядок»; в личной жизни — когда растопившая его увлеченное сердце пассия оставляет его в пользу зрелого графа. Саша собирается с ним стреляться. Но дядя лишь устало качает головой: и что? Даже если, предположим, ты его застрелишь, разве Надя от этого станет твоей?

В этой сцене Петр Иванович предстает перед нами этаким томасманновским Сеттембрини. «Азия, провинция», вздыхает он, имея в виду способ решения проблем. Топорный, азиатский, то есть исполненный грубой силы и со всяческим отсутствием ума, который так почитает Петр Иванович...

Сам дядя, при всех его чуждых, казалось бы, любви качествах, далеко не одинок. Он обручен с Елизаветой Александровной, а впоследствии даже женится на ней. Елена Александровна по характеру близка к Саше, именно поэтому они быстро находят общий язык и сближаются. Она всегда поддерживает его и разделяет разочарования провинциального племянника. Но в финале разочарование ждет ее саму.

Спустя годы жизненных перипетий, Саша, уже успевший вернуться в деревню, пережив смерть матери, вдруг ясно понимает — поэзия, а не проза правят в этом мире. «Дядя, к вам едет не мечтатель, а просто — человек...», — говорит он и снова отправляется в Петербург.

Здесь и происходит сюжетная, психологическая и бытовая развязка. Два характера сначала вытесняют друг друга, а потом и заполняют собой образовавшиеся ниши. Петр Иванович, так же, как и Саша в деревне, в какой-то момент испытывает свое сатори. Он смотрит на себя, на свою жену, потерявшую былую грацию и свежесть, превратившуюся в домашнего счетовода, — отчетливо осознает, как трагически он был неправ. Куда завел его этот бездушный и бесчувственный прагматизм. Он просветлел, он ожил, он, как экзальтированный, хочет продать свой завод, все изменить, все исправить, сделать ее счастливой.

Но, увы, — уже поздно. «Я дам тебе свободу!» — восторженно восклицает Петр Иванович. Но Елизавета Александровна, едва отрываясь от бумаг, не секунду задумывается и говорит: «А что я с ней буду делать?»...

Еще больше обостряет семейную драму Саша. Он превращается в зеркальное отражение своего дяди. Становится тем, о ком сегодня Петр Иванович вспоминает с нескрываемым отвращением...

«Обыкновенная история» тогда и сегодня нетленна. Она будет актуальной столько, сколько живут на земле люди. И, наверное, ничто не сможет этого изменить. Как и литература, как и любое другое искусство. Они могут стать лишь подспорьем. Показать — как мы живем. Минский театр, как и любой другой, на сцене «Свободного пространства» предстал зеркалом, смотреть или не смотреть в которое — личное дело каждого. Наверное, лучше все-таки посмотреть. Еще лучше — перечитать классику и, может быть, попытаться стать немножечко лучше. Не гнаться вперед очертя голову за сиюминутной выгодой, забывая друзей, товарищей, чаяния и мечты. Не лучше ли просто получать удовольствие от каждого прожитого момента? Не учить других жизни, не навязывать свою парадигму, а жить самим, прислушиваясь к тому, что поэт записал, как «души прекрасные порывы». Пожалуй, именно об этом хотели сказать со сцены актеры...

Денис Волин («Орловские новости»)
http://newsorel.ru/fn_220472.html

А 23 сентября актеры театра представили на суд орловской публики спектакль по комедии А. Островского «БАНКРОТ». Поднимая серьёзные проблемы отношений между отцами и детьми, между человеком и капиталом, авторы постановки умело обыгрывают каждый эпизод, а талантливые актёры создают неповторимую палитру образов.

Фото Олеси Суровых («Пять звезд. Орел»)

24.09.2016

Купить билет