Премьера в апреле!

16 апреля зрителей ждет новый спектакль-концерт режиссера Сергея Пузырева, посвященный русской певице Анастасии Вяльцевой

Режиссер Сергей ПУЗЫРЕВ ведет работу над новым спектаклем-концертом.
Заслуженная артистка России Елена ШИГАПОВА и актер Дмитрий ЛИТВИНЦЕВ поделятся с нами трогательной и душевной историей жизни и творчества замечательной русской певицы Анастасии Вяльцевой.

«Последняя Золушка Российской империи» родилась в Орловской губернии 1 марта 1871 года в очень бедной крестьянской семье. Но благодаря своему удивительному таланту, труду и дарованию, Анастасия Дмитриевна заслужила безграничную любовь и преклонение всей России. Современники буквально носили ее на руках. Она стала одной из самых богатых и влиятельных женщин России. Ею восхищались А.А. Блок, Ф.И. Шаляпин, В.И. Немирович-Данченко. Ее жизнь, похожая на сказку, но наполненная драматическими событиями, неразрывно связанна с жизнью страны, стоящей на пороге катастрофы.

Этот спектакль — попытка прикоснуться к судьбе этой великой женщины и, погрузившись в мир русского и цыганского романса, ощутить ушедшее навсегда время, наполненное страстями и благородством.


Премьера спектакля «...И ДЛЯ ТЕБЯ ПРИДЕТ ВЕСНА» пройдет 16 апреля.

15 фактов о жизни Анастасии ВЯЛЬЦЕВОЙ

1. Размеры ее неслыханной славы сегодняшнему читателю непросто объяснить. Ну, может быть, это «слава» Руслановой и Пугачевой вместе взятых. А ведь тогда не было радио, ни ТВ — в сборниках нот, концертах и плохих пластинках «путешествовала» Вяльцева по России, так как записи на пластинках сама певица оценивала как неудачные, то сегодня, слушая ее голос, преодолевающий скрип старой граммофонной иглы, трудно понять: за что такая слава?

2. Навлинские крестьяне из Алтухова Вяльцевы были бедны настолько, что когда семья, потеряв отца, решила лучшей доли в Киеве поискать, то денег на железнодорожный билет не было — на плотах по Десне, сплавились в Киев.

3. С восьми лет ученица вышивальщицы, потом — подгорничная (прим.: и такие должности были) в гостинице на Крещатике, Настя в тринадцать лет (шел 1884-й год) сама пошла проситься в артистки в заезжую труппу. Она уже тогда пела романсы, и антрепренер взял ее, правда, временно, и в балет. На жалование 12 рублей в месяц.

4. Танцовщицей она оказалась скверной и девять лет продолжала исполнять ничтожные рольки. Настя еще и пела в любительских спектаклях. Потом нечто похожее — в труппе Незлобина. Позже — хористка в петербургском Малом театре, где вспоминали как «очень худую с прелестной улыбкой». Она брала уроки и пела где только можно. Но по-прежнему все еще была одной из многих.

5. А знаменитой стала в один день. В театре Пальма она служила на вторых ролях и вот потрясла всех исполнением песенки «Захочу — полюблю» в оперетте «Цыганские песни в лицах». Ее голос современники оценивали как «небольшой и жестковатого тембра». Но разве был голос у Утесова или Вертинского? Так отчего ж сходили с ума их поклонники? В Вяльцевой (откуда только что взялось?) оказались необыкновенными страсть, чувство, артистический кураж. В тот вечер под крики «бис!» в знак восторга полетели на сцену студенческие фуражки, а курсистки при входе кинулись целовать ей руки. Она победила!

6. Чудесным образом Вяльцева сразу стала «примой» оперетты. И теперь — всегда первые роли в театрах Петербурга и Москвы, всегда — аншлаг. Всегда — огромные сборы. Публика, как ей и положено, сходила с ума. К примеру, в 1904 году в третьем акте оперетты «Цыганский барон» Вяльцеву вызывали на «бис» 20 раз. И все-таки успех опереточной примы был несравним со славой концертной звезды. На эстраде, в концертах после ее песен происходило необъяснимое, невиданное.

7. В Павловске в 1902 году отняли у нее газовый шарф и тут же разорвали на сувениры. В другом городе после концерта старшины клуба — солидные люди — взялись за руки и упали перед ней на колени. Владельцы залов брали с нее залог в 300 рублей за возможные поломки стульев. В Варшаве с балкона во время концерта спрыгнул на эстраду какой-то студент, чтобы поцеловать руку своей богини.

8. В Петербурге ее поклонник передал с веером закладные на свои два дома в столице, их так и звали потом «вяльцевские». Однажды в Петербурге помимо программы ей пришлось спеть 52 (!) романса — не отпускала публика. Так она проехала всю Россию — только с 1907 по 1912 годы 175 тысяч километров. В конце концов, она заказала в Бельгии специальный салон-вагон, так получалось спокойнее.

9. Выступала Вяльцева в одном и том же французском туалете от Пакэка: белое шелковое платье, затканное розовым тюлем и вышитое серебром. И комната перед концертом была вся в цветах, устроители знали: «Она так любит». И до кареты ее несли на руках. Слава! Своим пением за двадцать лет она составила огромное состояние — дома в Петербурге, имение в Витебской губернии, но редкостный пример: слава ее не испортила.

10. Она вечно кому-то помогала. В родном Алтухове открыла родильный приют, а в соседней деревне выстроила церковь. На пожертвованные ею деньги отстроились после пожара две деревни под Вильно — она узнала о несчастье накануне концертов в Вильно и отказалась от гонорара в пользу погорельцев. В Харькове устроила приют для детей. Своих-то у нее не было. А в русско-японскую войну отправилась на дальневосточный фронт и стала медсестрой в госпитале Гунжулина.

11. Обидно, но в Брянске ей так и не удалось выступить. Не нашлось должного помещения. Тогда она поехала в Карачев, где пела в театре «Молния». Был, оказывается, и такой театр.

12. Она пробовала петь в опере. Даже в «Кармен». Зрители отнеслись снисходительно, а на «бис» просили исполнить «Тройку». И она из оперы ушла.

13. Имя певицы Вяльцевой в разгар славы употреблялось только с эпитетом «несравненная». Газетчики того времени говорили о Вяльцевой, что у нее «популярность шаляпинских размеров», а ее жизнь называли «сплошным рядом триумфов и побед». Позже ее песни вошли в репертуар Обуховой, Лемешева, Церетели, Руслановой.

14. Умерла Вяльцева от белокровия 4 февраля 1913 года. Ей было тогда сорок два. Лишь за несколько месяцев до этого Вяльцева перестала выступать — стремление-то было, да не было сил. На последних концертах певица падала в обморок. На сцене. В ноябре 1912 года в Воронеже она впервые не допела свой концерт, закончила только первое отделение.

15. В Петербурге в ее похоронах приняли участие 150 тысяч человек. Последний приют Вяльцева нашла на Староникольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. И спустя многие годы слышавшие Вяльцеву говорили с восторгом о ее редкостном, удивительном таланте. Недаром петербургская газета писала, что такие певицы, как Вяльцева, рождаются раз в сто лет.

28.02.2017

Купить билет