Сонечка вернулась...

Старший научный сотрудник Дом-музея Марины Цветаевой в Москве Галина Данильева о спектакле «БЫЛИ СЛЕЗЫ — БОЛЬШЕ ГЛАЗ»

Весной 1919 года Сонечка Голлидэй обещала Марине Цветаевой вернуться осенью...

Она сдержала обещание и вернулась в сентябре 2015 года, правда, спустя почти столетие. Вернулась Сонечка в Московский Дом поэта Марины Цветаевой в Борисоглебском, к его нынешним и всегдашним обитателям, к Её Марине...

Но, может быть, они — Поэт, Актриса — и не расставались? Да и нынче вместе в царстве бессмертия, которым гений Марины Цветаевой одаривал равно «дерево и человека»?

Софья Евгеньевна Голлидэй (1894-1934), актриса, чтица, адресат стихов Марины Цветаевой (цикл из 11 стихотворений «Стихи к Сонечке»), служила во Второй Студии МХТ. Кроме стихов Цветаева написала специально для «своей Сонечки» роли в пьесах «Фортуну», «Приключение», «Каменный ангел», «Феникс». «Повесть о Сонечке» — большая прозаическая вещь, написанная перед лицом Океана (но разве поэты пишут Прозу?), последняя проза М. Цветаевой, написанная в 1937 году — изумительный и изумляющий портрет соприродного существа, которое Цветаева, по ее признанию, «больше всех женщин на свете любила. А может быть — больше всех. Я думаю — больше всего».

А любя, написала, как задумала: «Сонечка! Я бы хотела, чтобы после моей повести в тебя влюбились — все мужчины, изревновались к тебе — все жены, исстрадались по тебе — все поэты...»

Всё так. Но влюбились все — и дети, и жены! Поэты?! Продолжают влюбляться в Сонечку актрисы и режиссеры, бродит Сонечка по столичным и провинциальным сценам и, конечно, не минует Борисоглебья — Дома, от которого начинается путь к Театру Поэзии Марины Цветаевой. Как же иначе — ведь именно здесь были написаны первые шесть драматических поэтических произведений Марины Цветаевой, шесть пьес, объединенных одним именем — «Романтика».

Надо признать, были удивительны встречи с актрисами, фантастическими попадающими в образ Сонечки Голлидэй! Даже физически. Просто реинкарнация! Чудо марины Цветаевой — так сказать, так позвать, так обессмертить, что — рождаются!

В первые дни осени, 10 сентября 2015 года, «Сонечке Голлидэй — Женщине — Актрисе — Цветку — Героине» судьба повелела-дозволила вернуться в Маринин Дом, в такой полноте дыхания, интонации, правде чувства, верности жеста, что это возвращение воистину равно чуду. «Всё, что не чудесно — чудовищно...» — по Цветаевой.

Кто же сотворил чудо спектакля «Были слезы — больше глаз» по «Повести о Сонечке» и стихам 1918-1919 годов? Орловский Государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство», в котором и служит-чудотворствует актриса Валерия Жилина. Моноспектакль Актрисы, в котором угадывается звучащий абсолютно в унисон дуэт с режиссером — главным режиссером, художественным руководителем театра, заслуженным деятелем искусств РФ Александром Михайловым. И несмотря на антитеатральное (по возможностям) пространство музейного концертного зала, надо назвать и художника спектакля — Марию Михайлову.

Работа — полнозвучный спектакль — сделана так, что при наличии жанра — поэтический моноспектакль — зритель вовлечен, захвачен, приглашен в жизнь, живую жизнь, которая наполняла этот, именно этот Дом в Борисоглебском переулке, в Москве 19-го года. Тогда, здесь и сейчас. Это сошлось. Голоса звучали так выпукло, так по-разному и так достоверно, что, не отрывая глаз от лица Актрисы, мы слышали-видели и Марину Цветаеву, и Сонечку, и Володечку, — словом, всех гостей Волшебной Хозяйки Волшебного Дома.

Хочется, — нет, пожалуй, необходимо сказать, что рассказов о том, как читала Марина Цветаева, множество, но голос не записан. В чтении Валерии Жилиной было такое достоинство, такое знание древней Сивиллы и Жорж Занд (не всезнайство!) судеб и собственной судьбы, что казалось, верилось — Это Её Голос, голос самой Марины. Да, может быть Марины Валерии Жилиной, но этому голосу и в него верилось. Верилось также — невозможно было не поверить — этим живым, настоящим слезам Актрисы! — Нет — Сонечки, живой, необыкновенной Сонечки, которую оживила сила любви, объединенной любви соприродных Поэта, актрисы и Режиссера, соприродных не только друг другу, но и зрителю.

«Час души» был подарен зрителям спектаклем, премьерным спектаклем (премьера состоялась 27 августа) Орловского театра, театра «Свободное пространство».

И теперь мы знаем, знаем наверняка, что Марина Цветаева живет в этом городе с гордым именем и богатой, в том числе литературной и театральной, биографией. Не может не жить там, где её ТАК читают, ТАК слышат, ТАК играют... Так любят...

Провинция. Птицы. Тишина. Бессуетность. Поэзия. Любовь. Театр Поэзии. Этот ряд очень значимых и глубинно рифмующихся слов хочется продолжить еще одним — Орел.

Спектакль был показан в Доме-музее Марины Цветаевой в рамках многолетнего проекта «Театр Марины Цветаевой» и той кго части, которую мы с любовью именуем «Провинциальный театр».

От души благодарим за «Час Души» — «...и этот час был наш! Это не тавтология, а просто еще и еще раз хочется произнести одно из наиглавнейших, сущностных слов Марины Цветаевой и ее Сонечки — Душа. «Марина, я бы душу отдала, чтобы душу отдать!» Многое роднит Софью Голлидэй и Марину Цветаеву, но кроме всего, думается, беспримерная смелость искренности — вчитаемся еще и еще раз в страницы «Повести о Сонечки»! Смелость и искренность — девиз спектакля при наличии таланта, мастерства и соприродности, это и дало возможность зрителю увидеть игру, равную жизни...

Старший научный сотрудник дома-музея Марины Цветаевой Галина ДАНИЛЬЕВА

02.10.2015

Купить билет