В рамках проекта «Культурный код» руководство театра ответило на вопросы зрителей
Какие секреты скрывает театральная кухня?
Накануне наши зрители смогли оказаться по ту сторону и узнать то, о чем раньше даже не предполагали! В рамках проекта «Культурный код» проводниками в закулисную жизнь «Свободного пространства» стали директор Марина Теплова, художественный руководитель Сергей Пузырёв и его заместитель Светлана Коновалова. Они рассказали о том, как формируется репертуар, почему приходится прощаться с некоторыми спектаклями и как новые режиссеры начинают сотрудничество с нашим театром.
Для тех, кто пропустил эту увлекательную встречу, мы собрали все самые интересные вопросы и ответы на них.
Вопрос от зрителя:
— Почему «Яга» так популярна?
Сергей Пузырёв, художественный руководитель театра:
— Здесь сложилось много факторов. Во-первых, это сказка. Мне кажется, в современной действительности люди тяготеют к подобным историям — про настоящие чувства, про настоящие страсти.
Люди стали достаточно инфантильны. Человечество, мне кажется, не вырастает, оно сохраняется в состоянии ребенка. Сейчас есть проблемы с ответственностью, выбором. Много лет репертуар театра способствует сохранению детства внутри человека. А сейчас, в отличие от 80-х, когда зритель выбирал сложные, экспериментальные спектакли, выбор падает на красивые душевные истории, в основе которых заложен глубокий смысл, как в сказке. И «Яга», конечно, сказка.
Во-вторых, «Яга» — это спектакль, которого у нас не было никогда. Это одна из таких единичных работ, совершенно новый, эксклюзивный проект. Такое не везде посмотришь.
Вопрос от зрителя:
— Чем вы планируете удивлять зрителей в новом сезоне? Почему выбраны именно эти постановки?
Марина Теплова, директор театра:
— Мы принимаем коллегиальное решение, когда планируем, что будем предлагать зрителям к просмотру в новом сезоне. Труппа приступила к репетициям «Ромео и Джульетты» (режиссер Сергей Пузырёв). Постановка выйдет в начале декабря. Лариса Леменкова, известная зрителям по спектаклям «Татуированная роза», «Зимы не будет» и «Эх, свадьба…», начнет работу над пьесой Николая Коляды «Баба Шанель». Когда мы прочитали этот материал, нам показалось любопытным поставить именно эту пьесу. Премьера запланирована на 8 марта. Следующий спектакль — «Саня, Ваня, с ними Римас» — выйдет в мае, к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В начале 49-го сезона начнем взаимодействовать с приезжим режиссером. Пока не раскроем название произведения, над которым будем работать.
Вопрос от зрителя:
— Как в театр приходят режиссеры?
Марина Теплова, директор театра:
— Все пришлось начинать с нуля. Вера Анненкова — один из первых приглашенных режиссеров после ухода из театра бывшего художественного руководителя Александра Михайлова. Она была мастером курса Сергея Пузырёва, он ее и посоветовал. Затем по его рекомендации появилась Виктория Печерникова, которая уже поставила в нашем театре три спектакля.
Конечно, хочется, чтобы актеры поработали с новыми режиссерами. Благодаря нашим поездкам на фестивали, гастроли, общению с театральной общественностью на форумах стал собираться пул режиссеров, с которыми мы планируем поработать.
Вопрос от зрителя:
— Если бы не пандемия, случилось бы рождение трилогии «И опять во дворе…»?
Светлана Коновалова, заместитель художественного руководителя театра:
— Это миф, рожденный средствами массовой информации, якобы пандемия заставила нас выйти во двор. Ничего подобного! Борюсь с этим в каждом интервью. Дело в том, что еще в далеком 2017 году, выглядывая в наш внутренний дворик, мы с Мариной Викторовной (Марина Теплова — Прим. ред.) решили сделать арт-объект. Нам хотелось, чтобы зрители с улицы заходили в наш дворик, фотографировались, где-то на скамеечке отдыхали. Потом мы подумали, почему бы не использовать наш двор как еще одну сценическую площадку. Встал вопрос: а что играть? Так возникла идея рассказать историю двора, появились персонажи и типажи. Пьеса была написана специально к нашему фестивалю «Крылья Победы», но все отложилось из-за пандемии. И первый показ состоялся лишь 5 августа 2020 года, в День города. Через год родилась следующая пьеса — про 1965-й. И мы поставили точку. Но артисты, которым очень понравились эти спектакли, не хотели расставаться со своими героями и предложили рассказать, что было с персонажами спектаклей до войны. Так родилась третья часть. Сразу скажу, если возникнут вопросы: продолжения не будет!
Вопрос от зрителя:
— Будет ли использоваться дворик театра для других проектов?
Светлана Коновалова, заместитель художественного руководителя театра:
— Наш дворик — это в первую очередь непередаваемая атмосфера: ветер, птицы, солнце, шум трамвая… Это очень здорово! У нас во дворе родился новый жанр, которого нет в театральном мире, — театральная сага, затем появилась традиция — концерт ко Дню памяти и скорби «Средь оплывших свечей и вечерних молитв…», который проходит 22 июня. Очень непросто найти то, что может существовать в нем так же органично, как данные проекты, которые уже получили прописку в нашем дворе... Я думаю, мы будем идти по этому пути, мы будем искать что-то новое, что-то эксклюзивное. Возможно, что-то само придет.
Марина Теплова, директор театра:
— Что бы нам в голову ни пришло, не надо забывать, что мы все зависим от погоды. В зале всего 60 мест. Город еще не успел посмотреть всю трилогию. Нам бы удовлетворить запросы тех, кто еще не смог попасть на спектакли летней сцены, а потом уже создавать что-то новое. Хочется максимально охватить всех желающих.
Вопрос от зрителя:
— Когда готовитесь ставить какое-то произведение, сразу видите актеров, которые подойдут на ту или иную роль, или подбираете?
Сергей Пузырёв, художественный руководитель театра:
— Сейчас уже сразу вижу. У меня, как у художника, есть краски. Я могу фантазировать сколько угодно, но эти краски останутся такими же. Я не могу менять людей. На какую-то роль могут претендовать сразу несколько артистов. Это мой личный выбор. Тут уже вопрос не таланта, а того, как я это вижу. Сейчас, когда я точно знаю, с какой труппой работаю, приходится отказываться от некоторых пьес, потому что я не вижу людей, которые могут это воплотить на сцене. Есть типажи, определенный возраст, темперамент.
Вопрос от зрителя:
— Где Валерий Лагоша? Почему его так мало в спектаклях?
Сергей Пузырёв, художественный руководитель театра:
— В репертуаре театра у него есть несколько спектаклей. На самом деле последние годы он был занят во многих постановках — и у Веры Анненковой, и у Алексея Доронина. Нет никаких препятствий для его работы с режиссерами. Надеюсь, что мы и дальше сможем с ним сотрудничать.
Другое дело, что не всегда в пьесах, которые мы выбираем, есть персонажи с таким темпераментом. В нашем нынешнем репертуаре акцент все-таки на молодежь. Занята в основном молодая часть труппы, так как наш театр — это театр для детей и молодежи. У нас уже среднее поколение переходит на роли отцов, взрослых мужчин. Здесь важен такой момент, как распределение работы в коллективе. Для меня это проблема, что я могу все реже задействовать маститых артистов. Но по возможности мы всегда предлагаем их приезжим режиссерам. Например, Вера Анненкова с удовольствием берет актеров старой школы. А молодым режиссерам сложнее работать со старшим поколением, им тяжело убедить заслуженных артистов делать то, что они хотят видеть. Верю, что появится подходящий материал, который мы сможем осуществить с опытными актерами.
Вопрос от зрителя:
— Будет ли спектакль «Лес» в этом сезоне?
Марина Теплова, директор театра:
— Каждый раз в начале сезона мы пересматриваем репертуар. Когда спектакль не репетируется и два года артисты над ним не работают, возникает проблема. Спектакль нужно капитально восстанавливать. Снова нужно приглашать режиссера. О «Лесе» мы говорили с Верой Анненковой. На ее взгляд, спектакль свое отыграл. Это был первый спектакль по произведению из школьной программы, который мы поставили. К сожалению, мы не можем выделить время на его возрождение, потому что нужно репетировать репертуарные и премьерные спектакли.
Сергей Пузырёв, художественный руководитель театра:
— У нас в репертуаре сейчас 35-37 названий. Нужно поддерживать форму этих спектаклей, поэтому неумолимо встает вопрос: что мы можем списать? Некоторые спектакли уходят постепенно, как «Лес». Больше усилий потратится на восстановление, чем на постановку премьеры. Списание спектаклей будет происходить, это процесс неизбежный, так как существует проблема перебора, ведь каждый сезон добавляются новые спектакли.
Марина Теплова, директор театра:
— Есть проблема с легендарными мюзиклами «Алые паруса» и «Люди Ламанчи», которые мы совсем не хотим терять. В этих спектаклях играл Владимир Крашенинников. Его уход нас подкосил. Нужно найти время, чтобы ввести на его роли других актеров. Приходится расставлять приоритеты.
Вопрос от зрителя:
— Что вас вдохновляет на создание спектаклей?
Сергей Пузырёв, художественный руководитель театра:
— Так получилось, что в начале карьеры режиссера пьесы для постановки мне предлагал Александр Михайлов, выбора не было. Я привык работать с тем, что он дает. А пьесы, которые мне нравились, я складывал в стол. Постепенно список накапливался. Когда мы решаем, что делать в новом сезоне, я обычно предлагаю из того, что мне когда-то хотелось поставить. Часть спектаклей — это нереализованные планы, которые шли еще со студенчества. А потом мы решаем, подходит ли материал театру по жанровым особенностям, драматургии. Есть и момент «стерпится — слюбится», бывает и такое. Но это лишнее напряжение. Мне нужно материал чувствовать. Если я не люблю материал, актеры его тоже не полюбят. В студенчестве все было по любви.
Вопрос от зрителя:
— Высокой классике очень трудно спорить с шоу. Как в этих условиях хватает смелости ставить «Маленькие трагедии» или «Ромео и Джульетту»?
Сергей Пузырёв, художественный руководитель театра:
— Классика внятная, ясная и объемная. Ты все равно обращаешься к Пушкину или Шекспиру. Я видел несколько постановок «Ромео и Джульетта» на сцене. Многие не нравились, но все равно тянулся к этому тексту. В смутное время, когда ориентиров в мире все меньше, можно опираться только на классические произведения, где все ясно и на самом деле честно. Есть вещи проверенные, и, мне кажется, они сейчас важнее. Классика создает ориентиры для молодого человека, напоминает простые истины.
Это и для режиссера хорошее испытание. Как любому творческому человеку, мне есть что сказать. Яснее, чем через классику, это сказать очень трудно.
Вопрос от зрителя:
— Почему Сергей Пузырёв назвал Сергея Козлова «целостным актером»?
Сергей Пузырёв, художественный руководитель театра:
— Есть артист, который великолепен в своих рамках. Как только он из них выходит, он перестает быть правдивым. У Сергея, напротив, очень широкий диапазон. Он играет и в драматических, и в фарсовых историях. Возникает такой «актер-шар». Он счастливчик, он может, и ему предлагают хороший репертуар. Опять же, если бы не мог, не предлагали бы.
Вопрос от зрителя:
— Как самостоятельная работа актера Максима Громова «Пижама на шестерых» стала полноценной постановкой?
Марина Теплова, директор театра:
— У нас есть такой формат. Наши артисты могут делать самостоятельные работы и выносить их на суд руководства. И мы уже принимаем решение, доделывать этот спектакль и включать его в репертуар или он сейчас не укладывается в нашу репертуарную политику.
Союз театральных деятелей выделяет гранты нашим артистам, они выбирают материал и ставят спектакль своими силами. Максим показал нам работу, и я сначала отказала…
Сергей Пузырёв, художественный руководитель театра:
— Максим долго думал над этой историей. Из серии «когда человек очень хочет…». Нужно же еще и артистов собрать. Это как раз одна из режиссерских черт — вдохновить других. У него достаточно приличный состав получился. Мы поменяли декорации и начали играть. Пьеса очень хорошая. После «Пижамы» не хочется даже другие комедии смотреть — настолько она смешная.
25.09.2024