Сергей ПУЗЫРЕВ перед премьерой рассказал о работе над пьесой Михаила Хейфеца «СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА»
Сергей Пузырев: как попытаться спасти Пушкина в себе
Что делать? — спросите у Чернышевского. Кто во всем виноват? — Пушкин!
Накануне дня памяти Александра Сергеевича (Пушкина. — Прим. ред.) и перед выходом премьеры в театре «Свободное пространство» спектакля по пьесе Михаила Хейфица «Спасти камер-юнкера Пушкина» режиссёр-постановщик Сергей Пузырев поделился своими мыслями об острове 90-х, книжных полках классики и литературном мышлении как спасительном механизме самосохранения.
У разбитого корыта
— Пьеса Михаила Хейфица, победившая в «Конкурсе конкурсов» национального фестиваля «Золотая Маска» повествует о жизни человека «на разломе истории, культуры и всего жизненного устройства». По форме пьеса — это монолог героя, в котором, через центральную линию любви-ненависти к Пушкину, он рассказывает истории своей жизни, времени, в котором он живёт, и страны, проступающей в чертах бандитского Петербурга 90-х годов... Как вы считаете, зачем драматургу понадобился Пушкин в этой истории?
Сергей Пузырев: Пьеса о человеке, ничем не примечательном, даже маленьком, потому что он подвиги не совершал и не имел даже намерений сделать что-то значительное, не стремился покорить какие-либо вершины. Он хотел тихо спокойно жить и оставаться просто человеком. А Пушкин ведь, по воспоминаниям современников, не терпел даже малейшего унижения. И героя пьесы — Михаила Питунина — эта сторона личности поэта взволновала и изменила. Он захотел обладать таким же чувством собственного достоинства, способностью бросить вызов миру, себе, что и пытается сделать в финале.
Культурный код
Дивным светом иных светил
озаренный, гляжу во мрак.
Боже, как я тебя любил,
заучил твои строки как.
...У барыги зеленый том
на последние покупал —
бедный мальчик, в углу своем
сам себе наизусть читал.
Борис Рыжий «На смерть поэта»
— Что привлекло в этой истории вас как режиссёра?
Сергей Пызырев: Это была лучшая пьеса, на мой взгляд, 2011 года из сборника «Современной драматургии», я с упоением её прочитал. Мне понравился способ изложения, две линии повествования одновременно: личная и поэтическая. Своеобразная симфония унижения. Сначала детский сад, потом школа, армия и так далее — в героя постоянно тыкали, задевали его чувство собственного достоинства, доказывали, что он никто, и должен быть таким, каким его хотят видеть. А разве это не то, против чего протестовал Пушкин? И герой пьесы решается на тихое восстание.
— Кто будет исполнять роль главного героя Питунина?
Сергей Пузырев: У нас появился новый актёр. Его зовут Альберт Мальцев. Много лет назад начинал актёрскую карьеру в Орловском драматическом, потом уехал в Москву, снимался в кино, работал на телевидении, сейчас снова вернулся в Орёл, уже в наш театр. По сути, это его дебют.
Времена не выбирают, в них живут и умирают А.Кушнер
— Главному герою — больше сорока. Как будет смотреть спектакль молодёжь? Насколько это их касается?
Сергей Пузырев: Пьеса про здесь и сейчас. Она сейчас очень «в тему». Если придёт молодое поколение смотреть, то пьеса свяжет «стариков» с молодыми, и у них может возникнуть вопрос: «У вас что, и правда, так плохо было?» Им сторона о Пушкине будет интересна, это то, что, действительно, важно для всех поколений.
...Не перечёркивал рассвета.
Кровь сапогами не топтал.
Из чёрного, как ворон, пистолета
я никого не убивал.
Алексей Никонов
— Трагикомедию драматург обозначил как историю одного несостоявшегося подвига. Так в чём же подвиг главного героя?
Сергей Пузырев: Нельзя переместиться во времени, переписать историю и жизнь заново — всё уже написано. Но можно попытаться спасти Пушкина в себе. И в этом — моральный подвиг героя.
Премьера спектакля состоится 3, 6 и 20 февраля 2016 года.
Анна Дулевская, www.infoorel.ru
Фото Ольги Касухиной
01.02.2016