с 5 по 11 марта в театре «Свободное пространство» пройдет НЕДЕЛЯ ПОЛЬСКОЙ ДРАМЫ
НЕДЕЛЯ ПОЛЬСКОЙ ДРАМЫ
в театре «Свободное пространство».
5 марта в 18:00 трагикомедия Славомира Мрожека «Эмигранты» в постановке Ларисы Леменковой;
9 и 10 марта в 19:00 трагифарс Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская» в постановке Гжегожа Мрувчиньски;
11 марта в 18:00 гротескная комедия Тадеуша Ружевича «Непорочный брак» в постановке Гжегожа Мрувчиньски.
Мрожек-Гомбрович-Ружевич.
Такова хронологическая иерархия польской драматургии ХХ века, драматургии, рожденной из духа абсурда, гротеска, иронии и пародии. В прошлом веке польская драма формировалась скорее из сопротивления среде, из желания сохранить независимость и обрести свободу в далеко не свободной стране.
Яцек Серадский (известный театральный критик): «Польское сценическое искусство второй половины ХХ века пережило два высочайших взлета. Первым был период „оттепели“, после октября 1956-го. Тогда, после отхода от сталинизма в Советском Союзе и последовавшей за ним смены властей в ПНР, была отменена обязывавшая до тех пор, идеологически жесткая и бесплодная доктрина социалистического реализма, и в то же время был поднят „железный занавес“, отделявший польскую сцену от западного репертуара. Эффект был громоподобный. В европейской драме еще с конца 40-х происходило много интересного, волна эстетических, формальных, содержательных новшеств хлынула как наводнение в открытые шлюзы и полностью захлестнула театральные афиши. Вне всякого сомнения, драма и театр были в те годы одним из важнейших инструментов художественного высказывания о действительности. Нашествию западных драматургов сопутствовало и появление равных им по рангу отечественных творцов, дебютировали самые видные польские драматурги второй половины века — Тадеуш Ружевич и Славомир Мрожек — в окружении менее знаменитых, но тоже ценимых авторов».
Нина Кирай (театровед и лингвист): «Несмотря на огромную, особенно в 1960–70-е годы, популярность Мрожека, число спектаклей по произведениям Гомбровича (их издание до 1957 года было в Польше запрещено цензурой) значительно больше, чем у автора „Танго“. Что больше половины постановок „Ивонны“ было осуществлено в немецких театрах, причем такими мастерами, как Сьёберг, Бергман, Шрёдер в сотрудничестве со знаменитым чешским сценографом Йозефом Свободой, а прапремьера „Оперетты“ прошла уже в 1969 году в Риме (режиссер Антонио Календа)... Пророческое предвидение Евреинова, который в книге „Театр как таковой“ развивал мысль о том, что публика ХХ века будет познавать литературу, прочитанную театром. Материалом для интересных с точки зрения новых средств театральной экспрессии постановок послужили такие повести и рассказы Гомбровича, как „Фердыдурке“, „Транс-Атлантик“, „Бесноватые“, „Завтрак у графини Котлубай“» .
Приглашаем Вас познакомиться с польской драматургией
на сцене Орловского государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство»!
Билеты онлайн — quicktickets.ru/orel-teatr-svobodnoe-prostranstvo
АННОТАЦИИ
***
«ЭМИГРАНТЫ», 16+
С. Мрожек
трагикомедия
Мечтатель-работяга и пессимист — интеллигент, у которых в жизни на все абсолютно разные точки зрения, встретились под одной крышей полуподвального помещения благополучной Европы в канун самого радостного семейного праздника — Нового года. В поисках «счастья», они оба оказались в чужой стране, где чувствуют себя изгоями. Праздник оборачивается ожесточенным спором, где самая высокая ставка — сама Жизнь. Герои, раздираемые внутренними противоречиями, страстно нуждаются в понимании, сочувствии и любви, но подарить друг другу могут только отчаяние, ненависть и презрение.
Один из самых остроумных и глубоких драматургов 20 века Славомир Мрожек смеется и одновременно обливается слезами над тщетными попытками Человека найти смысл в современной абсурдной жизни.
***
«ИВОННА, ПРИНЦЕССА БУРГУНДСКАЯ», 16+
В. Гомбрович
трагифарс
«ИВОННА ПРИНЦЕССА БУРГУНДСКАЯ» польского писателя-интеллектуала Витольда Гомбровича — одна из самых знаменитых пьес 20-го века. Это история о человеческой сути и масках, о лицемерии и искренности, об играх, в которые люди играют сами с собой и друг с другом. Эти игры смешные до колик и страшные до ужаса. Принц Бургундии Филипп совершенно неожиданно, решает жениться на простой девушке Ивонне. Молчаливая, не вписывающаяся в устоявшийся королевский порядок девушка раздражает своим существованием окружающих. Она тревожит их как глубоко спрятанная совесть. И вот уже принц и его родители, и все придворные начинают всячески третировать Ивонну, стремясь избавиться от нее...
***
«НЕПОРОЧНЫЙ БРАК», 16+
Тадеуш Ружевич
Гротескная комедия
Автор пьесы поляк Тадеуш Ружевич — живой классик, живущий на трех территориях: поэзии, прозы и драматургии. Его чувство свободы — и в поэзии, и в драматургии —удивляет и восхищает. Ружевич — классик, но с неоднозначной репутацией, его произведения изучаются в польских школах, а постановки пьес нередко сопровождались общественными скандалами. Его пьесы задевают буржуазные стандарты, социальные институты и вообще спокойствие. Хотя больше всего Ружевича интересует не политика и не общественные процессы, а те конфликты, которые происходят внутри человека, его раздвоение, непостижение своей природной сути.
В спектакле, который поставил известный польский режиссер Гжегож Мрувчиньски, речь идет о семейных взаимоотношениях , о сложном периоде взросления двух юных сестер. Одна из героинь отрицает свою женственность, другая стремится получить от жизни все возможные радости, при этом взрослые — занятые преимущественно собой — врут, лицемерят, развратничают. Все это и смешно, и в то же время грустно, потому что, как утверждает сам Ружевич: «Писатель не имеет права на презрение, он имеет только право на любовь с той минуты, как Бог покинул человеческое существо»
04.03.2017