О чём грустит художник

Марьяна МИЩЕНКО («Орловская правда») беседует с режиссером спектакля «ХУДОЖНИК И ЛЮБОВЬ» Александром МИХАЙЛОВЫМ

12 декабря во Дворце пионеров им. Гагарина состоится премьера театра «Свободное пространство» «Художник и любовь» по мотивам рассказа Николая Лескова «Тупейный художник».

Инсценировку написал екатеринбургский режиссёр и драматург Евгений Балакин, а ставит спектакль художественный руководитель театра «Свободное пространство» Александр Михайлов, который в преддверии премьеры рассказал о новой работе.

— Александр Алексеевич, почему выбор пал именно на эту пьесу?

— Драматург Евгений Балакин прислал её года два назад, а так как я сам очень хотел сделать что-нибудь по Лескову, то меня она заинтересовала. Отмечу, что спектакль создаётся при поддержке Министерства культуры РФ. Есть такой министерский грант «Поддержка современной драматургии», который драматург Балакин за пьесу и получил, какие-то средства из него пошли и на постановку спектакля. Работу над спектаклем начали в сентябре, и до конца года, по условиям гранта, должны его выпустить.

— Где будет проходить премьера?

— А прямо здесь и будет! (Беседа с худруком «Свободного пространства» проходит в большом холле перед актовым залом Дворца пионеров им. Гагарина. — Прим. авт.). События лесковского рассказа и нашего премьерного спектакля большей частью проходят в театре графа Каменского, и дворцовая обстановка — очень нам на руку. Вместе с художником спектакля Марией Михайловой решили, что это даст особенное ощущение реальности происходящего. Вдоль холла с обеих сторон будут стоять зрительские кресла. Условия для артистов непростые: нужно работать предельно искренне, при этом чтобы не потерялась театральная выразительность. Хочу сразу сказать, что мы с художником не пытались воссоздать историческую реконструкцию того времени. Это современная история! И костюмы будут современными. Мы хотели, чтобы это происходило здесь и сейчас. Да, крепостной театр сейчас невозможен, но ведь есть частные театры. И разница, скажу вам, между ними небольшая. Разве что кнутом не бьют, а штрафами задушить могут.

— Сюжетная линия спектакля «Художник и любовь» отклоняется от известного всем сюжета «Тупейного художника»?

— Общая канва сюжета сохранена. Но добавлены новые линии, оттенки. Драматург Евгений Балакин вывел в пьесе на главное место новый персонаж — дворецкого графа Фрола Степановича, который у Лескова просто вскользь упоминается. Он становится таким же главным персонажем, как главные герои: Аркадий, Люба и граф. Драматург наделил его сильной любовной страстью к главной героине — крепостной актрисе. Фрол Степанович — персонаж с сумрачной душой и слабым духовным началом, в нём только самопожирающая страсть. По сути, он раб, верный слуга графа, но наступает кульминационный момент: ему приказывают высечь Любу, и он выходит на бунт — убивает графа. Введение этого нового нелесковского персонажа даёт спектаклю другую окраску. Это исследование любви во всех её ипостасях. Светлая, романтичная, звенящая любовь главных героев Аркадия и Любы, угрюмая страсть Фрола, увлечение графа, который не привык к отказам — это всё виды любви. Трое мужчин и одна девушка — получается не треугольник любовный, а квадрат. С одной стороны, возвышающая любовь, а с другой — эгоистическая, желание властвовать, любовь-тиран. Эта тема сплетается с линией поэта и власти, которая тоже присутствует в спектакле и соприкасается с темой самовластия хозяев этой жизни, которые что хотят, то и творят.

— Какой аудитории прежде всего адресован спектакль «Художник и любовь»?

— Мы преследуем прежде всего просветительскую цель. Для школьников, молодёжи будет очень полезен такой спектакль. Да, Лескова в школе они проходят, но совершенно не понимая, о чём это. Они не соотносят те события со своей жизнью и проблемами, а читают Лескова только потому, что задали как домашнее задание! В спектакле «Художник и любовь» мы попытаемся представить классику так, чтобы нашу молодёжь это затронуло и чтобы каждый задумался, зачем он живёт. В современной жизни сейчас даже отношения молодых на деньгах построены, и мы, создатели спектакля, хотим, чтобы они увидели другую, настоящую, любовь и другие отношения, когда есть готовность всё выдержать ради любимого, выстоять до конца.

— Александр Алексеевич, какие ещё премьеры готовит театр в этом сезоне?

— 29 января мы представим премьеру трагикомедии «Спасти камерюнкера Пушкина» по одноимённой пьесе Михаила Хейфеца. Должны сдать театр 25 декабря, но ещё месяца полтора надо доделывать всё. Надеюсь, уже на родной сцене сыграем мюзикл Александра Журбина «Мышеловка» по пьесе Агаты Кристи. К весне будущего года планируем премьеру спектакля «Три мушкетёра», которым хотим открыть отремонтированное здание нашего театра.

Марьяна МИЩЕНКО
Источник: «Орел-регион» http://regionorel.ru/news/culture/o_chyem_grustit_khu..
Фото с репетиции Олеси СУРОВЫХ

09.12.2015

Купить билет